НЭП-2022: почему максимальная свобода бизнеса — лучший ответ на санкции. Комментарий Семена Новопрудского
Спустя ровно 100 лет после перехода советской власти от военного коммунизма к новой экономической политике, позволившей в кратчайшие сроки преодолеть последствия Г
ражданской войны и добиться бурного экономического роста, перед Россией стоит примерно такой же выбор: жесткое государственное регулирование цен и экономических агентов или максимальная свобода бизнеса.
Беспрецедентные экономические санкции, введенные против России и сделавшие ее абсолютным мировым рекордсменом по ограничительным мерам, на самом деле лишь до предела обострили главную задачу, давно стоявшую перед страной: как построить полноценную эффективную современную диверсифицированную национальную экономику без абсолютного доминирования доходов от экспорта энергоносителей и других сырьевых ресурсов.
Сейчас на фоне неизбежного всплеска инфляции и понятных потребительских шоков у государства есть большое искушение вернуться к абсолютно провалившимся советским практикам ручного регулирования цен и тотальной распределительной экономике. В конце советских времен Госплан СССР (было такое суперведомство) планировал в физических объемах годовое производство 24 миллионов наименований изделий, включая пуговицы, иголки и канцелярские товары. Эти планы постоянно срывались, а дефицит элементарных товаров повседневного спроса, распределение этих товаров по талонам и карточкам были неотъемлемой частью жизни советских людей на протяжении десятилетий.
За 30 лет постсоветской жизни в стране удалось создать базовые элементы рыночной экономики. И это главное, если не единственное достижение постсоветской России. Открытая экономика, отсутствие товарного дефицита, возможность свободно обменивать валюту, появление важнейшего для нормального развития любой страны класса частных собственников, в том числе компаний малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, — все эти достижения должны быть сейчас использованы во благо страны.
На санкции, существенное ограничение торговли и уход (временный или долгосрочный — пока можно только гадать) иностранных компаний с нашего рынка мы должны ответить максимальной свободой для собственного бизнеса. Именно экономическая свобода, минимум административных и налоговых барьеров, доступные кредиты станут самой эффективной и разумной реакцией на санкции. Силой регулировать цены даже на основные продукты питания — значит иметь их гарантированный дефицит и подстегивать ажиотажный спрос. Не давать свободы частному бизнесу — значит не просто увеличивать нагрузку на государство, но и не давать возможности создавать новые рабочие места. Именно свобода предпринимательства должна и может стать главным источником создания новых рабочих мест в российской экономике.
Нам важно осознать одну простую вещь. Мы должны иметь национальную максимально самодостаточную, но при этом открытую для мира экономику не для того, чтобы бороться с санкциями или «выжить любой ценой». Такая экономика нужна России независимо от санкций. Она нужна нам самим, а не «против» кого-то.
Отдельная важная задача — это не впадать в раж национализации активов иностранных компаний, покинувших российский рынок. Даже если эти компании не вернутся, их бизнесы можно продать новым собственникам и развивать как частные. Национализацию частной собственности мы тоже проходили, и эффект от нее известен. Для тех, кто не жил в СССР, напомню, что даже официальная советская статистика (великий русский физик Петр Капица говорил про нее: «Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика») сравнивала все советские экономические показатели с дореволюционным 1913 годом до середины 1960-х, более 50 лет. И эти показатели были не в пользу СССР.
У России есть достаточно сырьевых ресурсов, территорий с разнообразным климатом и природой, человеческого капитала, чтобы стать одной из самых развитых экономических держав мира. Пугать мир и своих граждан мы научились. Но в современном мире сильной державе гораздо важнее иметь развитую науку и образование, медицину и частный бизнес, создавать технологии, продлевающие жизнь и повышающие ее качество.
В истории России есть выдающиеся примеры бурного развития предпринимательства. Наш народ имеет очевидный талант к бизнесу. Задача государства — дать максимальную свободу частной инициативе, чтобы созидательные усилия людей сделали страну сильнее. НЭП-2022 может стать точкой отсчета возрождения национальной экономики, без которого невозможно возрождение сильной России.