Зарубежные бренды хлопнули дверью: кто ушел с российского рынка на самом деле?
Бизнес страдает везде и в первую очередь в Европе. Торговый оборот России со странами Евросоюза в прошлом году составил 250 миллиардов евро. В России работали сотни европейских компаний, и уход с этого рынка для них – большой удар. Судите сами: легендарная шведская компания IKEA, по подсчетам РБК, зарабатывала по 120 миллиардов рублей в год в России, швейцарская компания Nestle – 140 млрд, Volkswagen – 320 млрд. И это далеко не весь список. Но кто на самом деле ушел, а кто не так чтобы очень – попытался понять корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Черный понедельник для любителей фастфуда – давки от рассвета до заката. Шутка ли сказать, самая популярная бургерная объявляет о последнем дне работы всех 850 ресторанов. Последний раз такое видели в далеком 1990-м, когда первый «Макдоналдс» в России открывали. За один день выручка сети быстрого питания многократно превысила обычную среднестатистическую. Маркетинговый ход прошел на «ура», и вот уже в Москве заново открывают с десяток «макдаков» и далее – в регионах, а за Уралом их и вовсе не закрывали ни на день.
«Макдоналдс» в Сибири работает по франшизе. Мы открыты для наших гостей. На данный момент под управлением компании находится 25 предприятий в Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Новокузнецке, Кемерове и Томске. Все «Макдоналдсы» в Сибири работают в штатном режиме. Наши цены остались на прежнем уровне», – объяснила директор по маркетингу ООО «ГиД» Олеся Самчелеева.
«Та или иная сеть, на самом деле, просто не может уйти из России, потому что ее здесь и нет фактически. По лицензионному соглашению или по франшизе работает российская компания, которая в случае, если ей запретят работать, обанкротит материнскую компанию, которая на Западе», – отметил экономист Егор Клопенко.
У IKEA те же методы – миллиарды заработали на прощальном хайпе. Россияне буквально смели с полок все и без скидок. А потом шведы тоже передумали. IKEA официально заявила, что деятельность в России она приостанавливает до 31 мая.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Наш пустой бак – ваш пустой желудок!»: «бензиновые» протесты в Европе
В России остаются французские сети «Леруа Мерлен» и «Ашан». Немецкий ретейлер «Глобус» также не уходит. И еще десятки других реализаторов продовольствия и товаров народного потребления. Да и большинство привычных марок товаров не пропадут с полок магазинов.
В конце февраля десятки автогигантов заявили о прекращении производства в России и отгрузки в страну. Свято место пусто не бывает, заявили конкуренты. Восточная Азия как будто ждала такого «окна возможностей».
За первые два месяца этого года количество проданных новых китайских машин в России выросло на две трети по сравнению с январем – февралем 2021-го. 17,5 тысячи против десяти тысяч штук. Это почти 10% от всего количества новых иномарок.
«Хорошие машины, даже если китайские. Очень неплохо Китай поднялся, хорошие машины начал делать», – поделился клиент автосалона Владимир.
Лидером по росту популярности среди россиян стал бренд EXEED – их машины в четыре раза больше покупают, чем в прошлом году. Остальные китайские марки тоже стали куда более востребованы, чем прошлой весной. И на этом фоне российские дилеры даже жалеют своих западных партнеров.
«Давайте поговорим о потерях: на сегодняшний день KIA и Hyundai суммарно вложили в российский рынок более $2,8 млрд. Volkswagen Group – более $3,8 млрд, Peugeot, Citroen, Mitsubishi – более $1,5 млрд. Я даже не буду продолжать дальнейшие цифры. Если кто-то хочет оставить российский рынок, ну что же. На него будет очень трудно вернуться», – подчеркнул президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов.
При этом и цены, конечно, выросли на 15-20% в среднем. Но это ниже, чем ожидалось на фоне роста доллара и евро. Некоторые автогиганты свои решения пересмотрели. Сегодня уже семь брендов не планируют останавливать производство в России.
«Никогда в жизни! Выбор такой, что выше крыши! Автомобилей очень много. И, думаю, что не надо бояться», – сказал клиент автосалона Алексей.
«Сейчас звучит это все, конечно, как «все уйдут, а я останусь». Я уверен, что те бренды, которые реально уйдут и реально бросят свои инвестиции в Россию, они все-таки по прошествии времени окажутся в ситуации, когда все остались, а они зачем-то ушли и потеряли огромный рынок», – заявил экономист Егор Клопенко.
Именно поэтому формулировку «мы уходим» западный бизнес меняет на «приостанавливаем деятельность». В начале марта компания Inditex Group тоже с Россией прощалась, но, оказалось, ненадолго. В минувшую среду анонсировала скорый возврат, как только логистику перестроит.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Не долларом единым: когда и почему появилась традиция торговать за американскую валюту?
А вот с электроникой и сложными устройствами пока непросто. После того как Intel и AMD, Microsoft и другие остановили продажи, придется привыкать к новым процессорам, операционным системам и гаджетам, в основном китайским и отечественным. Как и к платежной системе взамен Mastercard и Visa. Российская платежная система «Мир» и китайская Union Pay этот вакуум заполнят. Банки уже выпускают и так называемые кобейджинговые карты, где два формата в одном.
«Платежная система Union Pay работает на территории России через национальную систему платежных карт НСПК. А, соответственно, за границей все платежи проходят через Union Pay. Union Pay на текущий момент представлена более чем в 180 странах. Данную платежную систему как оплату, банкоматы, можно найти почти в любой точке мира», – заявил заместитель директора департамента развития розничных продуктов и процессов «Россельхозбанка» Андрей Кондратьев.
В общем все как в той популярной российской мелодраме: «Уйти, чтобы остаться».