В ВТБ и Промсвязьбанке назвали пять способов погашения кредита в условиях санкций
Клиенты ряда банков из-за санкций столкнулись со сложностями оплаты кредитов привычным способом – через мобильные приложения банков, выяснила "Газета.Ru". Например, владельцы iPhone и смартфонов на базе Android сообщили, что приложения ряда кредитных организаций не работают. Речь идет о ВТБ и Промсвязьбанке, которые попали под блокирующие санкции США. Клиенты ВТБ сообщили "Газете.Ru", что после введения санкций приложение банка потребовало обновления до последней версии, после чего перестало работать на смартфоне. Зайти в него не получается до сих пор. Клиенты Промсвязьбанка также не могут зайти в приложение. Скачать его в App Store и Google Play невозможно. "Проблема невозможности оплатить кредит с телефона коснулась всех заемщиков этих банков. Мобильными приложениями кредитных организаций пользовалось абсолютное большинство клиентов - свыше 90%. Речь идет почти о всей клиентской базе банков с проблемами с мобильными приложениями", - отметил источник "Газеты.Ru" на финансовом рынке. По его словам, у Промсвязьбанка и ВТБ сейчас фактически отсутствует мобильное приложение на IOS. Поэтому их клиенты не могут через привычный канал совершить любую операцию, в том числе оплатить кредит. В то же время отсутствие технической возможности платить по кредиту через приложение не освобождает заемщика от ответственности исполнять обязательства перед банком, подчеркнула директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова. Основная проблема – потеря удобства "Основная проблема – потеря определенного удобства. Оплачивать счета и кредиты через приложение позволяет сэкономить время и иногда избежать комиссии за оплату. Также проблемой является возврат приложений в магазины. Пока банки под санкциями, это крайне маловероятно. Банкам придется либо придумывать альтернативные варианты, либо разрабатывать приложения, которые можно качать напрямую с сайтов. Но и работать они, вероятнее всего, будут только в России. Сейчас клиенты могут выйти на просрочку из-за сбоев в приложениях", - отметил ведущий юрист компании "Парфенон" Павел Уткин. В пресс-службе ВТБ "Газете.Ru" сообщили, что предупреждали клиентов заблаговременно о проблемах с оплатой через мобильное приложение. В кредитной организации уточнили, что у заемщиков есть пять альтернативных вариантов внесения платежей по кредитам: Это интернет-банк, банкомат, перевод с карты или счета другого банка на счет в ВТБ (в том числе через Систему быстрых платежей по номеру телефона), в офисе и на сайте "Почты России" переводом с карты на карту. В банке отметили, что альтернативные способы помогут заемщикам не выйти на просрочку по кредиту. В пресс-службе Промсвязьбанка "Газете.Ru" сообщили, что клиенты не испытывают технических проблем при погашении кредитов. "Заемщики могут пользоваться несколькими каналами для погашения кредитов. Это: интернет-банк, мобильное приложение (для пользователей телефонов на платформе Android), перевод по реквизитам счета из другого банка, отделения или терминалы оплаты наличными", - подчеркнули представители банка. В пресс-службе Промсвязьбанка уточнили, что также заранее оповестили клиентов о возможных проблемах с доступом в мобильное приложение. "В текущей ситуации технических трудностей для погашения кредитов нет. Банки информируют всех заемщиков об этом. Если один из удобных способов общения клиента с банком стал недоступен, можно воспользоваться стандартными каналами взаимодействия, которые работают", - подтвердил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Эту же точку зрения высказали зампред Национального совета финансового рынка Александр Наумов и инвестиционный стратег "БКС Мир инвестиций" Александр Бахтин. По словам Бахтина, тот же пароль от личного кабинета можно элементарно восстановить дистанционно. В личный кабинет банков можно зайти не только с компьютера, но и со смартфона через браузер, добавил он. "Сейчас следовало бы уменьшить количество операций в приложениях, переведя часть деятельности банков в офлайн. Это придало бы стабильности работе и уверенности клиентам. Также следовало бы улучшить работу поддержки. Встревоженным клиентам нужны простые, понятные ответы на вопросы и решение возникших проблем. Самый надежный вариант - гасить кредит непосредственно в филиале банка. Но если это невозможно, нужно зафиксировать каким-либо образом факт отправки платежа или факт попытки оплаты, что всегда учитывается при возникновении спорных ситуаций", - подчеркнул первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. Амнистия для заемщиков Депутат Госдумы Василий Власов направил на имя главы Минфина РФ Антона Силуанова обращение, в котором предложил освободить россиян от штрафов за просроченные платежи по кредитам в конце февраля и начале марта 2022 года. Сигал уверен, что инициатива могла бы помочь сейчас в условиях нестабильной работы приложений. Очень велика вероятность, что ее примут на рассмотрение, добавил он. "Мера поможет тем клиентам, которые столкнулись с техническими сложностями. Но необходимо уточнение: от штрафов будут освобождены только заемщики тех банков, у которых возникли сбои в работе приложений. Или все, кто допустил просрочку в феврале-марте, независимо от причин. Если речь идет только о заемщиках банков, попавших под блокирующие санкции, проблему можно решить проще - на уровне отдельной кредитной организации. Банк, зная о возникших сложностях у его клиентов, может объявить им амнистию", - пояснил директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич. Доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская не исключила, что в ближайшее время возникнет проблема просрочки. "Только за 2021 год было одобрено 21,5 млн кредитов наличными на 6,9 трлн руб. Доля необеспеченных кредитов превысила 20%. При среднем кредите, предоставленном на срок более пяти лет, сумма займа составляет 747 тыс. руб., до пяти лет – 242 тыс. руб. Угроза повышения уровня дефолтности по таким кредитам маловероятна, но все же возможна. В таком случае подобная мера будет действительно актуальна и востребована", - уточнила она.