Войти в почту

«Россия идет по пути аграрной независимости» Гендиректор «Щелково Агрохим» — о перспективах семеноводства

Пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности составляют 90 процентов, что свидетельствует об аграрной независимости страны, сообщили в кабмине. Абсолютное большинство производств основных продуктов питания локализовано внутри России, а некоторые сложности, как, например, с зависимостью от импорта семян сахарной свеклы готовы решать отечественные компании. Так, холдинг «Щелково Агрохим», один из ведущих производителей химических средств защиты растений, обладает мощной научно-исследовательской базой, которая позволяет ей успешно развивать и такие направления, как племенное животноводство и фармацевтическое производство. О перспективах российского семеноводства и о том, почему новые экономические условия не приведут к дефициту сахара, в интервью «Ленте.ру» рассказал генеральный директор «Щелково Агрохим» академик РАН Салис Каракотов.

«Россия идет по пути аграрной независимости» Гендиректор «Щелково Агрохим» — о перспективах семеноводства
© Lenta.ru

Правительство анонсировало дополнительные меры поддержки научно-технического потенциала агропромышленного комплекса, в том числе селекции и семеноводства. Как вы оцениваете перспективы российской научной школы в этой сфере?

Салис Каракотов: Наша страна имеет уникальную историю селекционных и научно-исследовательских достижений. У России огромная территория с двенадцатью климатическими зонами, и в каждой из них в свое время сформировались научно-исследовательские институты с богатой историей и коллекциями. Сейчас они объединены Министерством науки и высшего образования под эгидой Российской академии наук. Заинтересовано в активном развитии отечественной селекции и Министерство сельского хозяйства. Так что уже в обозримом будущем мы, используя российские научные разработки, сможем избавиться от зависимости от импортных семян.

Как давно ваш холдинг занимается разработками гибридов сахарной свеклы?

Первые научные разработки мы начали вести по собственной инициативе еще в 2010 году, когда стало очевидно, что этот сегмент практически полностью захвачен иностранными производителями из Европы и США. В 2017 году на проблему зависимости от импорта по семенам сахарной свеклы обратило внимание государство, включив эту культуру в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, которая теперь продлена до 2030 года. В том же году мы совместно с компанией «Русагро» создали в Воронежской области научно-селекционный центр и завод по производство дражированных семян сахарной свеклы под брендом «СоюзСемСвекла».

Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

К каким качественным результатам уже удалось прийти?

К началу 2022 года в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений были зарегистрированы уже 24 наших сорта сахарной свеклы. Их качество во многих случаях даже выше импортных аналогов, что доказывают демонстрационные испытания, которые мы организуем во всех свеклосеющих регионах страны. Селекция проводится в зависимости от биологического потенциала и урожайности культуры. Фактически иностранные семена дают 7-8 тонн сахара с гектара, а наши сорта — до 10 тонн. Кстати, качество наших гибридов ценят и за рубежом. Например, в настоящее время мы полностью покрываем потребности Туркменистана в сахарной свекле.

В случае экстренного массового ухода европейских и американских поставщиков с российского рынка насколько быстро вы сможете переориентироваться?

У нас есть обязательства перед зарубежными партнерами, которые мы не будем нарушать. Вместе с тем мы понимаем, что внутри страны срочно решить эту проблему никто кроме «Щелково Агрохим» и нашего совместного с «Русагро» предприятия не сможет. Прежде всего потому, что это связано с большими затратами, и мы при необходимости готовы на них пойти. А если говорить про дальнейшие планы, то в случае возможных катаклизмов уже на следующий сельскохозяйственный цикл мы предусмотрели формирование годового резерва семян сахарной свеклы.

В конце марта, если не будет хватать семенного материала, мы готовы заместить четверть импорта. Понимая, что могут наступить форс-мажорные обстоятельства, мы уже производим дополнительные объемы. В частности, помимо запланированных 60 тысяч посевных единиц в ближайшее время произведем до 200 тысяч. Кстати, ежегодно в конце весны в ряде регионов возникает потребность в пересеве части сахарной свеклы, и спасителем в этих сложных обстоятельствах всегда выступал наш Воронежский завод. Мы оперативно, с максимальной суточной производительностью выпускаем и поставляем достаточно большие партии семян. Поэтому к работе в экстренном режиме холдингу не привыкать. В перспективе мы намерены занять до 50 процентов российского рынка семян сахарной свеклы.

Каков ваш прогноз на импортозамещение семян других важнейших сельскохозяйственных культур?

В ближайшие годы Россия способна превысить ориентиры Доктрины продовольственной безопасности и обеспечить рынок собственным селекционным материалом сои и кукурузы. Сегодня семена этих культур российского производства занимают около 60 процентов рынка. По подсолнечнику мы уже добились импортозамещения на уровне около 45 процентов и впоследствии сможем выйти на 75 процентов.

Что касается нашей компании, то мы постепенно становимся крупнейшим производителем семян подсолнечника и сои. В текущем сезоне планируем обеспечить поставки не менее чем 90 тысяч посевных единиц подсолнечника, а это примерно 200 тысяч гектаров. Также у нас большие объемы производства семян сои, озимой и яровой пшеницы. Мы построили собственное опытное хозяйство в Орловской области — ОПХ «Орловское», где сейчас налаживаем производственный процесс. В перспективе там будут производиться до 20 тысяч тонн семян сои и озимой пшеницы.

Следует ли государству предпринять дополнительные меры, чтобы ускорить импортозамещение?

На фоне драконовских антироссийских санкций особенно актуальным видится изменение подхода к таможенному регулированию в отношении ввоза семян. Уменьшать импорт надо по мере появления собственных ресурсов. Если у нас есть возможность засеять определенные участки собственным селекционным материалом, надо вводить квотирование ввоза. Кроме того, импульс отечественной селекции может придать введение моратория на внесение иностранных семян в российский Государственный реестр селекционных достижений — минимум на пять лет. Иностранные поставщики со всех сторон рвутся на наш рынок и регистрируют сотни наименований. При этом зачастую они не улучшают качество продукции, а годами просто ребрендируют одни и те же сорта. Засилье импорта выработало у участников рынка привычку к семенам зарубежного производства. Эту покупательскую инерцию надо преодолеть, для чего можно ввести субсидирование отечественных гибридов аграриям. Также мы должны на законодательном уровне придать особый статус государственным селекционным компаниям, которые работают над созданием новых сортов. Еще одна необходимая мера — создание возобновляемого государственного резерва семян наиболее важных культур, в который ежегодно будут закладываться новые сорта. Все эти меры в конечном итоге приведут к импортозамещению, повышению продовольственной безопасности и существенной экономии. В настоящее время рынок импортных семян в России, напомню, составляет порядка 140 миллиардов рублей по всем основным культурам. Это та сумма, которая останется в российской экономике и будет работать на ее благо после того, как наш рынок избавится от зависимости от зарубежных поставщиков.