Войти в почту

Калининград станем нашим электромобильным Детройтом

Проект заявлен как стартовый - в обеспечение технологического суверенитета России, поддержан Министерством промышленности и торговли РФ и будет масштабирован на всю страну. Соглашение об этом подписали 17 марта в Калининграде генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев, генеральный директор компании "Автотор Холдинг" Александр Сорокин и губернатор Калининградской области Антон Алиханов. В формате ВКС в церемонии принял участие министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Калининград станем нашим электромобильным Детройтом
© Российская Газета

- Заключение этого соглашения - значимый шаг для российской автомобильной промышленности, для развития производства в нашей стране транспорта с пониженным углеродным следом, - отметил глава Минпромторга России. - Чрезвычайно важно, что этот документ касается не только производства транспортных средств как таковых, но и ключевых компонентов для них - тяговых батарей, а также создания сети зарядных станций.

В министерстве, по словам Мантурова, позаботятся о мерах господдержки при заключении специальных инвестиционных контрактов в развитие этого комплексного проекта и надеются увидеть столь же востребованные инициативы в других регионах и производственных отраслях.

Из подписанного соглашения следует, что его цель - "организация и развитие производства электромобилей и отечественных тяговых аккумуляторных батарей, модулей и ячеек на базе современных интеллектуальных технологий на территории Калининградской области".

Ключевое слово в приведенной цитате - "отечественных". Потому что в большинстве электробусов (не говоря уже про легковые электромобили), что появились на улицах Москвы и некоторых других российских городов, используются, увы, зарубежные батареи и аккумуляторы - главным образом, китайские. А теперь компания "РЭНЕРА" (входит в "Росатом" и является отраслевым интегратором по системам накопления энергии) берется построить в Калининградской области завод по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей. И не так себе "заводик", а завод, рассчитанный на выпуск батарей и накопительных устройств общей мощностью до 4 гигаватт/час в год. Это как современная атомная станция с четырьмя энергоблоками ВВЭР-1000.

Среди проектов, уже реализованных компанией "РЭНЕРА", выпуск батарей для электромобилей, электробусов, троллейбусов с автономным ходом, карьерных самосвалов, горно-шахтной техники. Дочерняя компания "Росатома" является одновременно совладельцем южно-корейского производителя литий-ионных аккумуляторов - компании Enertech International Inc. А наличие собственного R&D центра позволяет разрабатывать, наряду с типовыми системами, комплексные решения под индивидуальные требования заказчика.

"Доступность применения локализованной аккумуляторной батареи - один из стратегически важных факторов, определяющих перспективы инвестиционного проекта АВТОТОР по производству электромобилей и ускоренного внедрения электромобилей в России в целом", - отметил генеральный директор "АВТОТОР Холдинг" Александр Сорокин. Возглавляемая им компания (резидент Калининградской области) взяла на себя обязательство организовать выпуск в России электромобилей с использованием батарей компании "РЭНЕРА".

Правительство региона, в свою очередь, выразило готовность содействовать созданию зарядной инфраструктуры, увеличению доли электрического пассажирского транспорта и улучшению инвестиционного климата региона.

Как заявил в Калининграде генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев, строительство в России полномасштабного завода по производству литий-ионных накопителей энергии - это практическая реализация того, что заложено в Концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. А еще - пример развития новых неядерных бизнесов внутри атомной госкорпорации.

Литий-ионные батареи российского предприятия найдут применение в электробусах, электромобилях, спецтехнике, также предприятие будет производить стационарные системы накопления энергии, применяемые в электросетевом комплексе и на промышленных предприятиях для обеспечения бесперебойного питания и покрытия пиков нагрузки.

- Этот проект важен не только для реализации государственной политики в импортозамещении, но и с точки зрения целей и принципов устойчивого развития, - подчеркнул Алексей Лихачев. - Это и вклад в экономику региона, и защита окружающей среды, и чистота атмосферного воздуха, а в конечном итоге - повышение качества жизни людей.

Почему выбор пал на Калининград? Логистика, на первый взгляд, не самая удобная, тем более сейчас. В ответ на это глава "Росатома" рассказал, что оценивали весь комплекс вопросов: инвестиционную привлекательность, гибкость и мобильность руководства субъектов в принятии тех или иных решений, готовность соучаствовать в проекте и взять часть ответственности по его реализации на себя, кадровый потенциал региона и, конечно, логистическую карту. В итоге, по совокупности этих аргументов, остановились на Калининградской области.

Губернатор Антон Алиханов назвал новый проект "одним из наиболее значимых для Калининградской области" и выразил уверенность, что он не только обеспечит 1200 новых рабочих мест, но и "расширит специализацию региона, повысит устойчивость экономики и социальной сферы". А еще - "станет фундаментом для развития сотрудничества между предприятиями Калининградской области и производствами из других регионов России в целом ряде смежных высокотехнологичных отраслей, включая электротранспорт и зарядную инфраструктуру". Губернатор заверил, что область готова выполнять все обязательства в рамках заключенного соглашения. Необходимые для этого средства, по его словам, уже заложены в региональном бюджете.

Гендиректор "Росатома" дал понять, что инвестиции 2021 года в рублевом исчислении теперь, с учетом санкционного давления, придется пересмотреть. Но "Росатом", по его словам, обладает необходимой финансовой устойчивостью, "чтобы самостоятельно смикшировать инфляционные риски".

- В последние недели особенно остро встал вопрос о технологическом суверенитете России, - развил свою мысль Алексей Лихачев. - Это и подтолкнуло нас к движению, к поэтапной реализации проекта. Сейчас главная задача - максимально локализовать и технологии, и оборудование. Но создавая то или иное высокотехнологичное производство, нужно подходить к вопросу комплексно. Это касается подготовки кадров, создания необходимой энергетической и социальной инфраструктуры. Очень важная тема для нас - социальная политика, поддержка медицины и образования. Соответствующие проекты уже апробированы в "атомных" городах России, поэтому будем рады принести этот опыт и в Калининградскую область.

Проект планируют реализовать в три этапа: запуск производства и пилотной партии - в первом квартале 2024 года, расширение модельного ряда электротранспорта и локализация компонентов - 2025 год, увеличение объемов производства - до 2030 года.