Войти в почту

Кто заменит закрытые McDonald's

Тем временем желающие занять эту нишу уже появились. О намерении расширить сеть бургерных уже заявили в компании "Мираторг". Эксперты, между тем, осторожны в прогнозах: ведь McDonald's обещает вернуться, а построить инфраструктуру аналогичную "маковской" сиюминутно вряд ли возможно.

Как сообщили в самом российском представительстве McDonald's, компания не уходит от нас совсем. А просто в условиях нестабильной геополитической ситуации необходимо заново выстраивать логистические цепочки. Юридически все происходящее - просто техническое закрытие, рассказал президент Союза управляющих ресторанами России Сергей Миронов.

"Именно так это объяснили собственникам помещений в ТЦ, отданных под рестораны, - уточнил он. - Договоры аренды не расторгались". Это значит, что даже если сейчас кто-то захочет во всех смыслах слова занять место "маков", то это будет невозможно.

К тому же сложности возникнут и с операционными процессами, отмечает основатель сети ресторанов русской кухни "Теремок" Михаил Гончаров. "McDonalds - это дискаунтер. Низкий уровень цен поддерживался за счет отстроенных производственных процессов, труда маркетологов и других специалистов", - комментирует ресторатор. Работники "маков", с которыми удалось поговорить, подтверждают, что принадлежат к целой пищевой корпорации. От рекламы до ректурутинга и поставок - все это отлажено годами. Успех "маков" состоит в том, что только здесь можно получить дешевое и быстрое обеденное комбо - это достигалось за счет специальной подготовки полуфабрикатов.

Создать что-либо подобное в короткий срок будет крайне трудно, полагает Михаил Гончаров. Тем более что попытки создать какую-то адаптацию американского фастфуда на российский лад предпринимались уже не единожды. В последний раз - когда McDonald's покинули Крым в 2014 году, в первый, как ни странно, в ранние советские годы.

"Идею с бургерами в свое время притащил из Америки еще Анастас Микоян, - напоминает известный столичный ресторатор, основатель Hurma Management Group Дмитрий Левицкий. - И всячески пытался внедрить бургеры в советский массовый общепит. Котлеты мы массово делать научились, а вот с булочками не справились". Шутки шутками, но ни у наркома, ни у деятелей общепита в новое время ничего подобного "макдаку" создать не получилось.

С другой стороны, мы же во время санкций и моцареллу, и пармезан делать научились. Неужели картошку во фритюре не пожарим как-то по-особенному? Тем более что власти Москвы, в которой почти в один момент свернулись 250 McDonald's, уже дали рестораторам ориентир для работы. Мэр Сергей Собянин заявил о скором выделении 500 миллионов рублей под целевое кредитование предприятий, которые выйдут на рынок со своим фастфудом. И желающие освоить его есть.

Как считает Сергей Миронов, по большому счету и нет необходимости создавать какой-то прямой аналог "мака". Это не то что невозможно совсем, а просто затратно и нецелесообразно, уверен руководитель союза управляющих ресторанами. "Весь наш рынок общепита просто растворит точки американского фастфуда, - полагает Сергей Миронов. - Одна из самых больших иностранных сетей - это 0,34 процента от общего количества точек питания России. Это совсем немного. По хорошей, льготной ставке аренды освободившиеся площади смогут занять максимально быстро".