Могут ли вернуться покинувшие Россию бренды
"Большинство иностранных компаний используют термин "приостановка деятельности", что оставляет вполне вероятную возможность вернуться, - подчеркивает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Строганов. - Важно понимать, что многие компании приостанавливают деятельность не столько вследствие политической конъюнктуры, а из-за проблем с логистикой и поставками товаров в Россию, а также проблем с курсом валюты - непонятно, как просчитывать поставки, по какой цене закупать и продавать товары". По мнению эксперта, как только обстановка стабилизируется, часть компаний обязательно постарается вернуться.
Россия - это самый крупный и платежеспособный рынок Европы, и его терять для многих бизнесов весьма болезненно, считает эксперт. К тому же нужно учитывать объем средств, вложенных за все годы в локальную инфраструктуру, цепи поставок, персонал, репутацию и взаимоотношения с поставщиками.
В доказательство своих рассуждений эксперт обращает внимание на тот аспект, что на данный момент ни одна крупная компания не ликвидировала свои локальные юридические лица (а эта процедура сейчас достаточно долгая и публичная), не объявила о продаже активов в России. Напротив, IKEA и McDonald s сообщили о сохранении заработной платы своим сотрудникам. IKEA не продает свои заводы.
Присутствуют опасения, что опустевшие магазины и предприятия могут национализировать в пользу России. Однако, как отмечает Игорь Строганов, пока в нашей стране не существует прописанного законодательно и отлаженного механизма национализации имущества зарубежных компаний. Напротив, с 2001 года Россия известна своим весьма жестким следованием духу и букве международных законов в области патентного права (даже зачастую себе во вред). Просто отобрать и использовать раскрученные десятилетиями и даже столетиями бренды невозможно. "Россия увязнет в судах и исках от владельцев. Да и с точки зрения репутации такие компании не смогут работать с зарубежными партнерами", - добавляет эксперт.
Но есть, например, такой интересный момент. Часть тех же "Макдоналдсов", расположенных в регионах, а также в аэропортах и на вокзалах, работают на российском рынке на основе франшизы. Такую же схему применяют в KFC. Проще говоря, владельцы этих ресторанов - не иностранцы, а наши ООО и АО. "Даже при полном уходе "Макдоналдса" из России собственники, уже имея колоссальный опыт работы под глобальным брендом, смогут разработать и открыть отечественный бренд моментально. Готовые помещения, оборудование, сотрудники у них есть, дело за малым - разработка концепта новой сети быстрого питания и ее брендирование. Есть же достаточно успешные бургерные, например, Black Star Burger рэпера Тимоти. Чем не пример для подражания?" - рассуждает главный редактор журнала "Маркетинг и логистика" Ольга Жильцова.
Она подчеркивает, что в один миг уйти с рынка все равно невозможно. Тем самым отодвигается период одномоментного роста безработицы. Что, в свою очередь, создает дополнительные возможности для отечественных бизнесов. "Их задача сейчас - сконцентрироваться и понять, что открывается океан возможностей для занятия освободившихся ниш. Необходимо думать о новых целевых параметрах, так как сверхмаржи на первых этапах точно не будет. Важно в этот момент искать новых партнеров и формировать партнерские отношения, искать новых поставщиков, анализировать цепи поставок. Как пример, уже сейчас некоторые российские производители косметики открывают юридические лица в дружественном Казахстане", - добавляет Ольга Жильцова.
"Надо понимать, что народу в первую очередь нужны не бренды, а товары, - подчеркивает первый замдекана факультета социальных наук и массовых коммуникаций, профессор департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев. - Важная задача, которую здесь предстоит решить, - это снятие патентной защиты с технологий западных производителей, чтобы их бизнес в России продолжал работать. Если говорить, например, об известных мебельных брендах, то они могут стать площадкой для продвижения российских производителей из регионов. Что касается автопрома, то его лучше всего передать в управление российским компаниям: КАМАЗу, например, в "Ростех", который решит, как их использовать".
Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Ольга Игнатова
Другое направление борьбы против корпоративных санкций, по словам эксперта, - это расширение закупок продукции из стран, которые не участвуют в антироссийских санкциях и где производятся те потребительские блага, которые стали недоступны на нашем рынке. Российские оптовики должны наладить цепочки поставок аналогов из таких стран, как Турция, Пакистан, Бангладеш, Индия, Китай, из стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и других стран.
Надо помнить, что страны постсоветского пространства не участвуют в санкционном давлении на Россию, и в этих государствах необходимые товары присутствуют на рынке. Соответственно, пришло время малого бизнеса, который займется поставками всего необходимого из-за границы с территории постсоветского пространства. "В определенной степени мы возвращаемся в 90-е годы, когда эту функцию выполняли российские "челноки". Могут снова возникнуть рынки бытовой техники, на которых в 90-е годы, да и в более поздние времена, можно было купить все, что угодно. Там же продавались программные продукты со снятой защитой, видеоконтент, игры и многое другое. На специализированных рынках можно было приобрести запчасти для автомобилей. Так что без техники Россия не останется. Другое дело, что услуги посредников будут поднимать стоимость продукции. Это потребует индексации пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетников и тех, кто занят в частном бизнесе, чтобы они смогли купить эту продукцию на рынках или в магазинах. Очень важно, чтобы малый и средний бизнес, занятый в поставках всего необходимого, имел возможность проводить финансовые операции без ограничений и по стабильному, понятному курсу.
Российское правительство должно решить эту проблему, и тогда серьезных препятствий для поставок всего необходимого просто не будет. Да, действительно, в первое время, когда будет идти переналадка логистических цепочек, возможны сбои в поставках. Но это явление будет временным и не поставит под сомнение устойчивость политической и социально-экономической системы России", - уверен Павел Селезнев.
Ну а элитные бренды, скорее всего, вернутся в Россию через третьи страны. Стоить они, конечно, будут на порядок дороже, но у них всегда был свой покупатель, для которого цена не имеет значения.
Между тем
Складно получается
Владельцы складских комплексов пока не замечают оттока клиентов и увеличения свободных площадей.
Сейчас игроки логистического и складского рынков заняты оперативными вопросами работы с цепочками поставок, оплатой товаров и услуг, отмечает руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев. Договоры аренды на складском рынке преимущественно долгосрочные, что также сдерживает возможность их быстрого расторжения.
Одно дело - сделать заявление о приостановке или даже о сворачивании операций на рынке или закрытии на время магазинов, и другое дело, если говорим про склад продукции, говорит гендиректор компании "Ориентир" Андрей Постников. На складе могут храниться товары стоимостью сотни миллионов долларов, а у международных компаний заключены долгосрочные договоры аренды без возможности выхода до окончания договора. Некоторое увеличение свободных площадей произойдет, но пока их количество не изменилось. Кроме того, до недавних пор складской рынок был на пике дефицита с вакансией в долях процента, отмечает Постников. Даже с вакансией до 8-10% рынок все еще останется дефицитным. Для появления заметной вакансии должно освободиться более 1 млн кв. м складов. Говорить о таких единовременных изменениях пока необоснованно, отмечает эксперт. Более того, в ситуации изменения цепочек поставок и возможного дефицита продукции все стараются создавать запасы, а для этого тем более требуются складские площади и емкости.
При этом нынешняя ситуация может негативно сказаться на строительстве новых складов. Существует риск разорения застройщиков, которые взялись в 2021 году построить большой объем складов в аренду по ставкам, уже тогда не соответствовавшим уровню затрат на строительство, считает Постников. Сейчас на фоне резкого роста стоимости финансирования и возможных отказов арендаторов от больших новых объемов это приведет к коллапсу таких проектов.
В компании Radius Group также пока не видят освобождения складских помещений и разрыва договоров аренды. "Компании-арендаторы заняли выжидательную позицию, а ряд иностранных игроков подтвердил ведение дальнейшей деятельности и развитие на российском рынке", - отмечают в компании.
В московском регионе вакансия продолжает оставаться на исторически низких уровнях, а с учетом приостановки строительства как в Подмосковье, так и в других регионах ряда проектов, вызванной повышением ключевой ставки, значительного увеличения доли вакантных площадей ожидать не стоит, считают эксперты. Предпосылок для снижения арендных ставок нет, даже напротив, очередное повышение себестоимости строительства, вызванное увеличением цен на стройматериалы, ростом зарплат работников и увеличением стоимости кредитования, толкают эти уровни вверх.
Подготовила Марина Трубилина