Александр Трахтенберг о первоочередных шагах свердловских властей в условиях экономических санкций
В Свердловской области ещё 3 марта создан штаб по повышению устойчивости социальной сферы и экономики региона в условиях беспрецедентных санкций, которые применяются к России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Корреспондент ИА «Уральский меридиан» побеседовал с руководителем департамента регуляторной политики Института по развитию и адаптации законодательства Александром Трахтенбергом о тех мерах, которые бы стоило принять в регионе, чтобы уменьшить эффект санкционного давления на экономику.
– Корр.: Мы еще не все до конца поняли то санкционное давление и его последствия для региональной экономики, чтобы принимать какие-то шаги. Но, даже без полномасштабной оценки их перспектив, властям региона стоит предпринимать уверенные, понятные и эффективные шаги. Какие они, на Ваш взгляд должны быть в первую очередь?
– А.Т.: Главное, что должен измениться общий подход. Нужна новая экономическая политика на местах (НЭПнаМ) с созданием рабочих мест и обогащением. Каждый, кто хочет открыть свое дело, должен получить такую возможность, с кратно меньшими усилиями, чем прежде. «Трудоемкие» сферы в первую очередь. Кооперация и еще раз кооперация. Каждое крупное предприятие должно «получить разнарядку» на создание пула партнеров из МСБ, особенно малого бизнеса, в первую очередь, из «трудоемких» отраслей. Эти отрасли при прочих равных условиях должны получить преимущества. Отдельно нужно перестроить и модернизировать систему взаимоотношений органов государственной власти с предприятиями среднего бизнеса – по типу системы «персональный менеджер» (как в банках). Вопрос в том, на основе профильных министерств или в министерстве инвестиций и регионального развития? Для этого нужно принять постановление регионального правительства, чтобы определить механизмы и процедуры.
– Корр.: т.е. речь идет в основном о перенастройке работы аппарата чиновников?
– А.Т.: Ключевое – сохранение рабочих мест и платежного спроса. Нужно оказывать финансовую поддержку успешным и сильным. Параметры успешности – исключительно бизнесовые. Финансовая поддержка – преимущественно субсидирование процентов по кредитам, построение поддержки отдельно для малого бизнеса и отдельно для среднего бизнеса. Это уже не только “аппаратные игры” и перенастройка системы работы, но и конкретная помощь. В том числе нужно очень жесткое подавление корпоративных конфликтов. И здесь, кстати, должна возрасти роль прокурорского реагирования. Нужно увеличить число дежурных прокуроров, например, в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге – плюсом 1-2 человека. Нужно распространить информацию в каких случаях можно и нужно обращаться к дежурным прокурорам. Нужно упрощение алгоритма обращения в органы Прокуратуры Российской Федерации – «с голоса под запись». А реакцию на обращения бизнеса сократить до 3-4 рабочих дней; ранжирование тем и/или сфер бизнеса по времени реагирования. Лучше перегнуть в прокурорском реагировании, чем на миллиметр недоделать. Предпочтение нужно отдавать бизнесу, особенно, предприятиям малого бизнеса.
– Корр.: А какова должна быть роль существующих объединений предпринимателей? Разве они не стоят за защите их интересов?
– А.Т.: Их роль нужно повысить. «Большая четверка» (СОСПП, УТПП, «Деловая Россия», «Опора России») должны получить право «вето» по решениям регионального правительства и/или отдельных министерств и по решениям отдельных муниципальных образований, как минимум, 3-4 крупнейших города Свердловской области. Механизмы, критерии и т.п. – обсуждаются и закрепляются в законе Свердловской области, конкретика в постановление ПСО. Кроме того, было бы логичным, чтобы «большая четверка» получила представительство (до двух человек от каждой организации) в коллегиях ключевых региональных министерств – Минфин, Минпром, Минэкономики, РЭК, МинАПК, Минстрой, Минтранс, МУГИСО, и Департамент жилстройнадзор с правом решающего голоса. У представителей бизнеса должен быть «блокирующий пакет» голосов (при условии голосов «против» от бизнеса в 3/4 от списка бизнеса). При главах крупнейших городов Свердловской области (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов) нужно создать комитеты (паритетное представительство – бизнес и власть), решения которых, если вразрез в решениями органов власти, преодолеваются по специальной процедуре. Может при городских думах. Управляющие округов должны осуществлять жесткий контроль работы созданной инфраструктуры, основная задача аппарата управляющих – выявление саботажа и профанации на местах; нет выявленных фактов – плохо, длительное время нет выявленных фактов – увольнение с государственной службы. Вертикаль власти должна не только слушать, предлагать варианты помощи, но и ориентироваться на возникающие запросы и вызовы времени. И еще, в текущих условиях возникает вопрос создания в Свердловской области инфраструктуры аутсорсинга. Здесь и ВЭД логистика, и ИТ, и бухгалтерия, и юристы. Предоставление аутсорсерам максимальных льгот, которые только есть в распоряжении субъектов Российской Федерации. Налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, подключение к инженерным сетям и т.п. Работа этой инфраструктуры во многом предприятиями малого и среднего бизнеса сократить свои расходы, но увеличить качество получаемых услуг.
– Корр.: А что делать с теми компаниями, которые не просто попали под санкции, а заявили о своем уходе с российского рынка? Сейчас, как известно, сильный удар нанесен по торговому сектору. И здесь вопрос не в торговых марках, а в количестве освободившихся рабочих мест…
– А.Т.: Здесь, видимо, нужна законодательная и нормативная база на федеральном уровне, но региональным властям нужно уже сейчас оценивать изменения на рынке труда. Сотни, тысячи уральцев, занятых в торговых, логистических предприятиях с иностранным капиталом не должны оказаться на улице. Нужны системные предложения и меры, возможно, национализация.
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.
Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»