Войти в почту

В России поддержали инициативу торговых сетей ограничить продажу товаров в одни руки

Торговым сетям разрешили ограничить продажу ряда товаров в одни руки. Это делается для борьбы со спекулянтами. С инициативой выступили сами торговые сети, чтобы минимизировать риски приобретения перекупщиками социально значимых продуктов.

В России поддержали инициативу торговых сетей ограничить продажу товаров в одни руки
© BFM.RU

По этим товарам в рамках договоренностей с Минпромторгом, Минсельхозом и ФАС установлена минимальная наценка. В ряде регионов уже зафиксированы случаи, когда такие товары единовременно приобретались в очевидно большем, чем нужно для частного потребления, объеме — до нескольких тонн. Делается это для последующей перепродажи. Проблема действительно есть: малый и средний бизнес остался без возможности закупок товара и вынужден покупать часть товара за наличные у федеральных сетей, говорит совладелец торгового дома «Реалъ» Александр Мышинский:

— Ситуация имеет несколько причин. Во-первых, федеральные сети находятся под давлением правительства и не могут поднять свои цены. Во-вторых, среди оптовиков и производителей кто-то остановил, кто-то ограничил продажу малому и среднему бизнесу, дистрибьюторам. Компании, которые занимаются торговлей, малый и средний бизнес в этой отрасли, просто не могут купить товар, возникает дисбаланс, фактически дискриминация покупателя, когда только федеральные сети имеют возможность купить и торговать. Для примера можно привести сахар. Федеральные сети торгуют 52,90 рубля, если покупать 20 тонн, сейчас цена сахара 68 рублей в лучшем случае, для мелкого опта 80 рублей с лишним. Понятно, что те, у кого маленькие магазины, павильоны, ларьки, не могут купить сахар, оптовые поставки практически остановлены, им выгоднее пойти и купить весь товар в федеральных сетях, чтобы у них хоть что-то было. Лучше ситуация с подсолнечным маслом, с крупами, там не такая большая разница, но так как цепочки поставок нарушены, весь малый и средний бизнес остался без возможности закупа товара.

— Как вы для себя выстраиваете политику на ближайшее время, будете ли ограничивать продажи товаров, если да, то каких?

— У нас пока нет таких всплесков закупок такого товара. У нас такие же проблемы, как у малого бизнеса, мы не можем купить большие объемы по нормальной цене, поэтому мы стараемся торговать хотя бы в ноль, не в убыток, поэтому у нас нет смысла ограничивать, хотя тот же сахар сейчас торгуем в убыток. Если посмотреть наши продажи, больше всего покупают крупы, чай, кофе, импортный алкоголь, того же сахара у нас увеличение не такое большое, наверное, 15-20% от обычных продаж.

Ранее стало известно, что из-за высокого спроса сеть «Ашан» ограничила в своих магазинах продажу некоторых социально значимых товаров. Так, один покупатель может приобрести не более десяти килограммов сахара, десяти бутылок растительного масла, пяти упаковок муки по два килограмма и трех пачек соли. В одни руки отпускают не более десяти упаковок бакалейной продукции — макарон, риса и других круп. В «Ашане» заявили, что запасы этих товаров есть, поставки идут бесперебойно. Ограничения на покупку есть и в магазинах «Атак», которые управляются «Auchan Retail Россия».

С учетом витка роста цен и с нестабильностью, которая начинает граничить с ажиотажем со стороны покупателей, другого выхода у правительства, кроме ограничений, не остается. Но генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков считает, что такие меры не будут очень эффективны:

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine «Многие предприятия сейчас заявляют, что они не то что нарастить объемы производства не смогут, дабы заместить выпадающие европейские продукты и продукты из других стран, которые продаются на российском рынке, но они сейчас сталкиваются с большими проблемами поддержания текущих объемов производства. Станки, комплектующие, ингредиенты сплошь и рядом были импортные, они могли быть и из азиатского региона. Сейчас практически все логистические компании отказываются работать с российскими грузами, просто банально не привезти. Пока это не так остро ощущается в магазинах по причине, что большинство товаров, которые сейчас реализуются на полках, это то, что было выпущено месяц-полтора-два назад, но сейчас видно, что пополнять складские запасы становится крайне сложно, большинство поставщиков вынуждены переходить на стопроцентную предоплату. С учетом той ключевой ставки и кредитов, которые сейчас стоят слишком дорого, переходить на закупки товаров по предоплате многие компании не в состоянии, потому что это полностью уничтожает их маржу и работа становится в убыток. Это касается и переработчиков продуктов питания, которые сейчас затрудняются закупать продукцию сельского хозяйства, это касается ретейлеров, которые тоже всерьез задумались о том, что нужно закупать продукцию под кредиты в 30%».

Эксперт отмечает, что сейчас из России уходят не только крупные бренды и торговые сети, но и те компании, которые поддерживают инфраструктуру производства и поставки продуктов питания. Например, компания DeLaval временно приостановила прием заказов и осуществление поставок из производственных и дистрибуционных центров за пределами России. Обывателям это бренд не очень известен, но это практически все оборудование для молочной промышленности. Большое количество российских предприятий пользовались именно его продукцией.