В Калининградской области упростили правила транзитных грузоперевозок
За последние годы объем стратегически важных для самого западного региона страны перевозок вырос многократно. Только в 2021-м он превысил отметку в 47 тысяч ДФЭ (единица измерения равна объему, занимаемому стандартным двадцатифутовым контейнером). Не уступает железнодорожному и морской транзит: перевозки контейнеров через порты региона выросли в 7,8 раза - до 39 тысяч ДФЭ. Через сухопутные погранпереходы на российско-польской границе переправили 8,3 тысячи ДФЭ, что в 2,4 раза больше, чем в 2020 году.
Однако по-прежнему значительное время уходит на совершение таможенных операций, связанных с оформлением транзита при въезде в Калининградскую область из Литвы. В зависимости от номенклатуры грузов ждать порой приходится до суток. При этом сам поезд с литовской границы до калининградской сортировочной станции идет всего полтора часа. Ту же картину можно наблюдать и в обратном направлении, в морском порту, а также при въезде через железнодорожные пункты пропуска на границе с Польшей.
Проблему разрешили на федеральном уровне. Транзитные контейнерные поезда теперь могут следовать через Калининградскую область без задержек и таможенных деклараций. Соответствующие положения закрепили 4 февраля в постановлении правительства РФ N 109. Новая технологическая схема начнет действовать с середины марта, но не коснется мультимодальных маршрутов из Европы. Ее применение сократит срок доставки товаров и повысит привлекательность калининградского направления для грузоотправителей.
Грузы в контейнерах (за исключением животных) больше не будут помещать под таможенный транзит, если железнодорожный состав въезжает через пункты пропуска на границе с Литвой и следует по маршруту через Польшу в европейские страны либо движется в обратном направлении.
Сокращение сроков прохождения таможенных процедур положительно скажется на бизнесе
Также особый порядок распространяется на транзитные контейнерные поезда, следующие из Китая через морской пункт пропуска Порт Калининград. Большинство экспертов сходятся во мнении, что нововведения в законодательстве позволят избежать ненужной бюрократии и ускорят движение составов, существенно улучшив транзитное время. Сегодня на прохождение транзита на отдельных железнодорожных и портовых пунктах региона уходит более 10 часов. Бестранзитное перемещение подразумевает, что контейнерный поезд осматривают сотрудники таможни и, если нарушений не выявлено, направляют состав в место убытия без лишнего декларирования.
Фактически площадку совершения транзитных операций перенесли из пунктов ввоза грузов в места их вывоза. Это позволит товарам следовать по территории Калининградской области без задержек.
- Следует отметить, что положения нового постановления следует применять лишь в отношении иностранных товаров, ввезенных на территорию Калининградской области в составе железнодорожных контейнерных поездов, которые в последующем вывозят за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, - пояснил корреспонденту "РГ" начальник Калининградской областной таможни Сергей Абросимов. - Все таможенные операции усовершенствуем, сделаем их более простыми, быстрыми, прозрачными и менее затратными для перевозчиков. Однако упрощение процедуры вовсе не означает снижение ее качества. Повысить эффективность таможенного контроля нам помогут современные информационные технологии, которые будем применять на этапе прибытия товаров.
Глава ведомства также добавил, что будут сокращены количество документов, необходимых для совершения таможенных операций и процедур, и сроки их прохождения. Подробности пока не раскрыли.
- Сейчас при ввозе на территорию Калининградской области грузы в обязательном порядке помещают под процедуру таможенного транзита. А это подразумевает заполнение декларации, где указывается информация по каждому перемещаемому товару. Объем работы большой как со стороны перевозчика, так и со стороны таможни. Решение правительства позволит упростить эту схему, - прокомментировал ситуацию начальник Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Иван Беседин. - Пока нельзя утверждать, будет ли технологическая схема пропуска поездов в Калининградской области полностью аналогичной той, что уже действует на Дальнем Востоке. Сказать, в каком конкретном варианте будет осуществляться реализация этого постановления, мы на сегодняшний день не можем. Но с высокой степенью уверенности предполагаем, что будет реализован комплекс мероприятий, который действительно сократит время прохождения транзитных товаров в контейнерах по территории Калининградской области.
Грузоперевозчики, в свою очередь, к изменившимся порядкам таможенного оформления транзитных грузов относятся позитивно. Практически все транспортные и логистические компании сходятся во мнении, что сокращение сроков прохождения таможенных процедур положительно скажется на бизнесе. Постановление правительства РФ отлично дополнило концепцию Нового шелкового пути, пролегающего через регион.
- Сегодня мы наблюдаем тенденцию снижения транзитного грузопотока в направлении "Китай - Евросоюз", - подчеркнул генеральный директор ООО "ДСВ Транспорт" Леонид Степанюк. - Например, летом прошлого года по данному маршруту ходили порядка 50 поездов в месяц суммарно. Сейчас грузопоток несколько уменьшился. Связано это с объективными причинами сезонного характера: традиционный спад объемов в начале года в Европе и китайский Новый год. Несмотря на это, достигнутые договоренности с зарубежными партнерами о доведении объемов железнодорожного сообщения Нового шелкового пути до ста поездов в месяц остаются в силе. Все пункты комплексного плана обеспечения транспортной доступности Калининградской области по совершенствованию и модернизации этого маршрута исполняются в соответствии со сроками. Уверен, что объемы перевозок по этому направлению после китайского Нового года выйдут на запланированные объемы. Предполагаю, что первые цифры увидим уже в марте.
Справка "РГ"
Сейчас через Калининградскую область проходят два постоянных мультимодальных маршрута. Первый берет начало в китайском Сиане и связан с Калининградским морским торговым портом. Отсюда контейнеры отправляют в немецкий порт Росток, после чего вновь погружают на железнодорожные составы в направлении Дуйсбурга.
В рамках второго маршрута груз из китайского Синьчжу через порт Балтийск направляют прямиком в Гамбург.