В Симферополе общественный транспорт начал работать по новым требованиям
Конкурсная процедура впервые прошла на федеральной интернет-площадке zakupki.gov.ru. Пока выбраны подрядчики на 42-х из 47 маршрутов Симферополя. И в подавляющем большинстве случаев работающим в столице предпринимателям и предприятиям удалось остаться на освоенных маршрутах.
Прежде чем пригласить перевозчиков, администрация разработала список требований к качеству транспортного обслуживания и подвижному составу. Прежде всего это наличие в автобусах терминалов автоматизированной системы оплаты проезда, видеорегистраторов и системы ГЛОНАСС. В салонах должно быть чисто, а водителей обяжут быть аккуратными, опрятными и носить форменную одежду.
- Предельный возраст автобусов сейчас законодательно не установлен, однако для стимулирования обновления подвижного состава есть требования к экологическому классу транспортных средств - "Евро-5" и к оснащению кондиционерами, - пояснил начальник управления транспорта и связи администрации Симферополя Георгий Сухацкий. - На основании контрактов, заключенных на срок до конца 2023 года, перевозчики выйдут на распределенные маршруты с 1 февраля 2022 года. Общее число машин увеличится на 20 процентов - до 420 автобусов. И на 90 процентов они будут новыми. При подготовке конкурсной документации изменен маршрутный лист, класс транспортных средств и их количество. Это сделано для оптимизации интервалов движения.
Правда определенные проблемы возникли с выходом на линии купленного в лизинг транспорта: некоторые автобусы еще не доехали до Симферополя, так что на маршруты они выйдут с опозданием. Что же касается 68 разукомплектованных новых автобусов "ЛиАЗ", буквально разобранных на запчасти и тем самым обездвиженных в 2018 году по решению бывшего руководства предприятия МУП "Горавтотранс", муниципалитет получил от республики около 80 миллионов рублей на реанимацию этих машин. Необходимые запчасти закуплены, и несколько автобусов уже восстановлены.
Перевозчики, которые проигнорируют установленные новыми контрактами правила, рискуют попасть в реестр недобросовестных подрядчиков, которых больше не допустят на маршруты Симферополя.
- Если нам поступит сигнал о невыполнении тем или иным перевозчиком своих обязательств, мы включим конкретный маршрут в план контрольных мероприятий, - пояснил Сухацкий. - Чтобы разобраться и найти виновного, будем запрашивать записи с установленных в салонах видеокамер. Информация о жалобах, поступающих на каждого перевозчика и машины, - о неработающих валидаторах и камерах, грязных салонах, нарушениях правил ПДД и других - будет накапливаться и систематизироваться. И для начала мы будем требовать устранения нарушений. Но контрактами предусмотрены и штрафные санкции.
Следующим шагом после окончания конкурсных процедур должна стать корректировка маршрутной сети общественного транспорта Симферополя.
- Сейчас мы разрабатываем порядок, предусматривающий внесение изменений в маршрутную сеть, в том числе через проведение детального анализа востребованности сегодняшних маршрутов, - рассказал Георгий Сухацкий. - Инициаторами отмены, изменения или создания новых маршрутов могут выступить депутаты, общественные организации или органы территориального общественного самоуправления.
Эксперты в сфере пассажирских перевозок считают, что само по себе проведение конкурса для распределения маршрутов и заключение новых контрактов с перевозчиками не позволит департаменту транспорта эффективно отслеживать транспортные потоки. Ведь для начала надо хотя бы четко понимать, каков нынешний пассажиропоток и реальная выручка перевозчиков на маршрутах. Но судя по конкурсной документации, многие цифры взяты из воздуха. Возьмем в качестве примера обоснование начальной (максимальной) цены контракта, которую предоставил перевозчик, работающий на маршруте N 41 (улица Маршала Жукова - Марьино). За 2021 год предприятие получило выручку за проезд пассажиров и провоз багажа около восьми миллионов рублей. А в 2022 году эта сумма по расчетным данным вырастет до 44,2 миллиона. Это означает, что, либо 41-й маршрут вдруг стал сверхпопулярным, либо его владелец до внедрения системы АСОП (автоматизированной системы оплата проезда) скрывал большую часть своей прибыли. И лишь после установки валидаторов работать с "черным налом" стало проблематично.
- В первую очередь надо создать реально работающую систему и структуру муниципального контроля и предусмотреть суровые штрафные санкции за нарушение условий контрактов, - считает председатель Общественного совета при министерстве транспорта РК Владислав Антонов. - Пока же сбор выручки водителями, как и количество безбилетников, по сути никто не контролирует. И пока у нас до 80 процентов подвижного состава на маршрутах принадлежало частникам, владельцы автотранспортных предприятий сами контролировали сбор выручки. Сейчас же, когда большую часть перевозок осуществляют ГУП "Крымтроллейбус" и МУП "Горавтотранс" (в Симферополе), получается, что они сами себя контролируют, а муниципалитет устранился от этого процесса.
Очевидно, что проводимые департаментом транспорта эпизодические проверки на линиях не приносят должного эффекта, и добиться строгого соблюдения графика в мэрии планируют через создание постоянно работающего диспетчерского пункта на базе Единой диспетчерской службы администрации. Диспетчеры в режиме онлайн будут наблюдать за перемещением автобусов - контролировать соблюдение графика и интервалов движения на конкретных маршрутах. Чтобы эти планы стали реальностью, к маю 2022 года департамент планирует разработать муниципальную программу и начать закупать необходимое программное обеспечение и набирать диспетчеров и инженеров. Если эту систему удастся запустить, есть надежда, что и в вечернее время симферопольцы смогут добраться домой на общественном транспорте. .
Тем временем
Администрация Симферополя, Общественная палата РК и Ассоциация автомобильных перевозчиков Крыма выступили инициаторами повышения стоимости проезда в общественном транспорте до 20 рублей при оплате банковской картой и до 25 рублей - при расчете наличными. Однако глава РК Сергей Аксенов выступил против подорожания, требуя от перевозчиков для начала повысить качество обслуживания и соблюдать существующие графики движения.
Но как заявил вице-президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак, речь идет даже не о повышении тарифа, а об индексации стоимости услуг на уровень инфляции. Ведь дизельное топливо за 2021 год подорожало на 12 процентов, а запчасти - на 25-30. При этом низкая зарплата - около 30 тысяч рублей в месяц - привела к острой нехватке водителей.