Смольный маскирует проблемы судостроения протокольными совещаниями
Глава города рассказал о сотрудничестве правительства Петербурга с ГМТУ в этой сфере, напомнив, что правительство города поддержало участие вуза в федеральном конкурсе на получение грантов в рамках программы «Приоритет – 2030» и университет вошел в число победителей, а также рассказал, что ГМТУ участвует в создании научного центра «Передовые цифровые технологии» и других значимых для страны проектах. Особое внимание Беглов уделил участию университетского коллектива в программах профориентации школьников, поблагодарив специалистов за занятия в кванториумах, которые они ведут.
Подобные «показательные» выступления в профильном университете должны подчеркнуть вклад городского правительства в развитие судостроения, когда-то бывшего одним из ключевых и действительно успешных направлений городской промышленности, но сейчас переживающего значительные трудности.
В Смольном уже отчитывались через пресс-службу о высоком экспортном спросе на построенные в городе суда – в материале по данным Восточного европейского форума, опубликованном 3 сентября, город «поставили» на первое место по России в экспорте специализированных судов, и на второе – в поставках грузовых и пассажирских.
Журналисты «Фонтанки», удивленные и обрадованные такими неожиданными показателями, в сентябре обратились в пресс-службу Объединенной судостроительной компании с просьбой прокомментировать новость, но руководство гиганта сообщило, что входящие в альянс заводы не отправили на экспорт грузовые и пассажирские суда.
Комитет по промышленной политике в итоге сообщил, что источником данных об успехах судостроения послужил Российский экспортный центр (РЭЦ), но детали не прояснил. Но после изучения данных таможенной статистики выяснилось, что «успех» достигнут за счет судовладельцев, которые продавали суда за рубеж, и по бумагам это было оформлено как «экспорт», но попадание в бумажную статистику вряд ли может служить поводом для гордости.
Эксперты, с которыми беседовала «Фонтанка», не меньше удивились «успехам» в экспорте судов петербургского производства. Главный редактор ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов сообщил изданию, что городские верфи спускают на воду суда специального назначения для внутреннего рынка, а на мировом рынке ее конкурентоспособность невысока за счет высокой стоимости строительства – гораздо выше, чем в Китае, Турции, Южной Корее и других странах.
Судостроительная отрасль Петербурга испытывает значительные трудности в то числе из-за нехватки профессионалов. В частности, журналисты «Мойки 78» поднимали в феврале прошлого года тему кадрового кризиса в корабельном деле, из-за чего суда строят со значительными задержками. Если недостаток рук не получится восполнить в ближайшее время, заводы рискуют сорвать план поставок.