Правительство поддержит семейный бизнес на селе
Василий Узун, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС, профессор, доктор экономических наук:
Семейные хозяйства являются основными производителями сельскохозяйственной продукции почти во всех странах мира. В мире насчитывается более 608 миллионов семейных фермерских хозяйств, за которыми закреплено 70-80 процентов всех сельскохозяйственных угодий мира, и производят они около 80 процентов мировых продуктов питания в стоимостном выражении. Преимущественная роль несемейных ферм или корпоративных форм организации сельскохозяйственного производства сохраняется лишь в отдельных постсоветских и латиноамериканских странах.
В России, по данным сельскохозяйственной микропереписи 2021 года, за крестьянскими личными подсобными и садоводческими хозяйствами было закреплено 77 миллионов гектаров сельхозугодий, а за сельскохозяйственными объединениями - 117, из них 20 миллионов - за микропредприятиями. При этом микропредприятия по существу являются семейными хозяйствам, а земля фактически распределилась между семейными и корпоративными хозяйствами поровну.
В соответствии с программой ООН "Цели устойчивого развития 2030" семейный сельскохозяйственный бизнес рассматривается как один из важных рычагов поддержания доходов сельских жителей. Особенностью России, как в советский, так и постсоветский период, была достаточно высокая доля натуральных поступлений продукции личных подсобных хозяйств в расходах сельских семей на продовольствие. В 2010 году она составляла 23,4 процента, в 2020 году - уже 16,7 процента.
Надо понимать, что такие хозяйства эффективны при наличии у хозяина основной работы в селе. При потере основной работы обеспечить прожиточный минимум только за счет личного участка удается очень немногим семьям. В этой ситуации жители покидают село или переходят на маятниковую миграцию. В изменившихся условиях необходима выработка новой политики развития сельского семейного бизнеса: поддержку личных подсобных хозяйств (ЛПХ) целесообразно дополнить формированием крупных технологически совершенных семейных бизнесов, которые будут эффективны и помогут сохранить прежние объемы производства в личных хозяйствах, сдержать миграцию сельских жителей.
Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС, доцент, доктор экономических наук:
Крупные ЛПХ могли перерасти в зарегистрированные предпринимательские формы ведения сельскохозяйственного бизнеса. Собственно часть их уже занимается регулярным предпринимательством. По материалам переписи, существуют хозяйства с десятками голов скота. Почему они не переходят в зарегистрированное предпринимательство? Для перерастания подсобного хозяйства в семейные формы предпринимательства нужно многое, в том числе снижение барьеров для ведения малого бизнеса, дополнительная мотивация перехода в зарегистрированное малое предпринимательство. Конечно, нужна еще "картинка" будущей жизни в селе, вера в то, что сельская территория будет развиваться.
В этом направлении правительством уже делаются шаги. Появилась, например, возможность регистрироваться самозанятым и подтверждать получение дохода через приложение в мобильном телефоне. Но в самых удаленных уголках нашей страны мобильная связь и интернет иногда работают ненадежно. Поэтому было бы полезно подумать о возможности продажи патентов на почте, когда предприниматель покупает на сумму планируемой выручки от любой деятельности в рамках закона, которую он осуществляет в своем хозяйстве, патент, заполняет отрывной талон и отправляет его назад - в отделение налоговой службы. На этом его взаимоотношения с государством заканчиваются до конца года, когда уточняется сумма дохода и на почте же отправляется недоплаченный налог. Было бы полезно еще полностью оставлять этот налог в сельской администрации. Это будет удобно для жителей и повысит привлекательность сельского населенного пункта.
Думаю, что надо взять за правило оказывать помощь сельским семьям в оформлении участков в счет земельных долей или в государственной и муниципальной собственности в случае регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Немаловажным является поддержка всякого рода кооперационных взаимодействий владельцев ЛПХ с фермерами, которые возьмут на себя координацию для производства по одной технологии работ на личных участках или мелких КФХ. Такой опыт в стране есть. Например, в станице Должанская Краснодарского края, когда такому опорному фермеру была оказана господдержка для покупки трактора. Теперь он обрабатывает участки почти 40 владельцев ЛПХ. Таким же образом можно поддержать производство картофеля, овощей. Здесь нужен не только трактор, но и поддержка в строительстве хранилищ на таких участках.
Целесообразно внесение поправки в федеральный закон о крестьянско-фермерских хозяйствах, ограничивающей число наемных работников. Думается, что число наемных среднегодовых работников не должно превышать число членов КФХ. Сейчас такого ограничения нет.
В условиях недостатка государственных ресурсов для поддержки села кажется полезным обсудить установление верхнего годового предела помощи в зависимости от возможностей бюджета и заявлений на поддержку. Сверх него более целесообразна поддержка на какой-либо возвратной основе. Каждый, кто внятно изложил свой бизнес-план с обоснованием получения поддержки, должен иметь равные права на нее.
Личные хозяйства, КФХ и в целом субъекты малого предпринимательства - это чрезвычайно важные элементы продовольственной цепочки, повышающие ее устойчивость в разных критических ситуациях. Они важны для того, чтобы сельские территории оставались заселенными, а сельчане могли получать доходы, достаточные для достойной жизни. В этой связи обсуждение вопросов на уровне премьер-министра - от узких (как поддержать ЛПХ) до широких (как обеспечить сельское развитие) - являются весьма важными и актуальными.