Войти в почту

На вопрос, можно ли совмещать учебу и собственный успешный бизнес, ответ определенно утвердительный. Это подтверждает Елена Константинова, которая вместе с командой ровесников запустила собственный стартап Aerospace-Agro в 19 лет. Все началось с любви к науке Елена Константинова, основательница стартапа Aerospace-Agro Желание заниматься научными исследованиями у Елены появилось еще в 11 лет. Смотря на пример старшего брата, который активно принимал участие в тематических конференциях и олимпиадах, девушка тоже захотела попробовать свои силы в науке. В 14 лет она создала собственный экологический проект, который выиграл на региональном конкурсе. После Елена Константинова четыре года изучала водные ресурсы в России. Именно тогда она стала работать с космическими снимками, что в будущем и стало основной ее бизнеса. Проект по изучение рек пришлось отложить, так как найти подходящие решения для устранения проблем не удалось. И девушка начала искать, в какой нише она может принести максимальную пользу. В 18 лет она обратила внимание на сельскохозяйственный сектор и поняла — она знает, что предложить агрокомпаниям. Чем Aerospace-Agro отличается от других стартапов Еще на этапе разработки концепции Aerospace-Agro Елена уделила много внимания анализу конкурентов. Это помогло ей понять, что актуально на рынке и как правильно преподносить свои услуги. Также у нее были все необходимые навыки работы с аэрокосмическими технологиями и геоинформационными системами, которые легли в основу стартапа. Aerospace-Agro занимается цифровой агродиагностикой. Компания предлагает заказчикам оценить состояние агроучастков и найти возможные проблемы. Специалисты разрабатывают алгоритмы, на основе которых можно спрогнозировать какие-либо события на сельскохозяйственных полях: посмотреть, как рельеф почвы повлияет на урожайность или какие погодные условия могут навредить посевным работам. К примеру, если заказчик хочет удобрять поля, но в ближайшее время ожидается циклон, ему стоит повременить с удобрениями. Елена Константинова считает главным отличием своего проекта от конкурентов то, что ее команда помогает с поиском эффективных решений. Они составляют план для клиента, выбирая наиболее выгодные для него методики. Например, когда с изменением климата увеличилась влажность на виноградниках, в Aerospace-Agro предложили новую систему посадок, чтобы избежать гибели растений. Как проводятся расчеты Главная задача Aerospace-Agro — сократить расходы клиента и сделать его бизнес более прибыльным. Команда компании прогнозирует урожайность и возможные климатические проблемы с помощью математической модели и космических снимков. Изучаются особенности почвы, уровень солнечных лучей, условия для активного роста сортов культур, количество вредителей и многие другие параметры. Зная, с какими проблемами может столкнуться заказчик, стартап предлагает, как их избежать. Например, команда Aerospace-Agro заранее составляет схемы лечения растений, чтобы не потерять часть урожая. Чтобы автоматизировать все подсчеты, используются программы на основе искусственного интеллекта. Но Елена Константинова уверена, что слепо доверять машинам нельзя: нужно всегда перепроверять данные, делая расчеты на основе других факторов. Цифровая агродиагностика — рискованный бизнес Всегда нужно помнить, что искусственный интеллект только использует заданные параметры, но сам он не может рассмотреть ситуацию под разными углами. В расчетах для сельскохозяйственного сектора всегда есть риск, что программе не хватит информации и она укажет на неверную причину проблемы. Например, действия при переувлажнении и переистощении почвы кардинально отличаются, но развитие болезни у растений в таких условиях похоже. Если указать неверную причину, заказчик понесет убытки. Елена уверена, что, занимаясь агродиагностикой, нужно нести ответственность за то, какой результат получился у клиента. И если компания потерпит убытки, придется возместить огромные суммы. При этом речь идет не о единичных выплатах. Если по рекомендациям в почву добавят слишком много минеральных веществ, заказчик несколько лет будет терять урожай. И все это время стартапу придется возмещать убытки. Пока у Aerospace-Agro не возникало таких ситуаций. И чтобы с этим не столкнуться, Елена следит, чтобы перед расчетами искусственного интеллекта специалисты всегда проводили оценку вручную. Сложности возникают не только с агрокультурами В своем бизнесе Елена Константинова не раз сталкивалась с эйджизмом. Инвесторы и партнеры поначалу очень скептически относились к идеям, которые им озвучивала девятнадцатилетняя девушка. Предвзятость по поводу возраста встречалась и среди клиентов. Поэтому свою компетентность Елене приходится постоянно доказывать. Со стороны команды проблем из-за юного возраста никогда не возникало: большая часть сотрудников — девушки ее возраста, что помогает им оставаться на одной волне. А те, кто старше, тоже общаются на равных, но иногда приходится им объяснять некоторые слова из сленга или специфические шутки. Aerospace-Agro — в первую очередь люди Елена уверена, что ей очень повезло набрать команду профессионалов, и стартап достиг успеха во многом благодаря им. Первый год, когда проект только набирал обороты, люди работали за идею. Елена Константинова рассказывала специалистам о преимуществах и потенциале стартапа, и это работало. Многие приходили в Aerospace-Agro, так как видели его перспективы, а также хотели приносить другим пользу. В первое время была и доля азарта — сотрудникам было интересно, получится ли заработать на анализе сельскохозяйственных участков. И ответ был утвердительным. Елена считает, что огромный энтузиазм и увлечение идеей — это отличительная черта поколения Z. Именно поэтому в основе ее команды люди 19–21 лет. Хотя есть и сотрудники, которым 27–28. Самому старшему специалисту — 45 лет. Всего в Aerospace-Agro работает 35 человек. Основатель стартапа поддерживает гибкий стиль руководства. У сотрудников нет четкого графика. Все работают удаленно, когда им это удобно. Вместо привычных отчетов команда пользуется удобными сервисами для управления проектами. Зарплата каждого сотрудника полностью зависит от выполненного объема работ. Aerospace-Agro сейчас Елена вложила в проект на старте 3 млн рублей, и за три года работы получилось полностью окупить эту сумму. Но девушка продолжает вкладывать личные средства в стартап, постоянно его развивая и привнося улучшения. Основной заказчик компании — хозяйства размером от 20 тысяч га. Сначала стартап пробовал работать с меньшими сельскохозяйственными компаниями, но стоимость услуг оказывалась для них слишком высокой. Тогда проект переориентировался на те организации, чья выручка составляет не менее 50 млн в год. Они понимают ценность предложения Aerospace-Agro и готовы платить за улучшение урожайности от 250 тыс. рублей и больше. Сколько будут стоить услуги компании, зависит от многих факторов. В первую очередь это территории, которые нужно проанализировать, а также список задач, поставленных заказчиком. Оборот Aerospace-Agro в прошлом году составил 4 млн рублей. Несмотря на то, что компания уже заняла свою твердую позицию в нише, Елена Константинова продолжает пристально следить за конкурентами, которых на данный момент 60. Благодаря этому она знает, в какую сторону развивается рынок и как выделить преимущества своего проекта для заказчиков. Автор: Кристина Фирсова Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Прогнозируя урожай
© Инвест-Форсайт