Войти в почту

Как вывести российские моногорода из депрессии

В России больше трёхсот населённых пунктов, чей рынок труда зависит от одного промышленного предприятия. Скоро этот список сократится почти вдвое, но лишь из-за изменения критериев их отбора. Проект постановления Правительства об этом опубликован для обсуждения. Выбывшие из перечня территории без помощи не останутся, утверждает руководитель рабочей группы в Совете Федерации по вопросам развития моногородов, зампредседателя сенатского Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Авдеева.

Как вывести российские моногорода из депрессии
© Парламентская газета

- Елена Осиповна, как изменилась ситуация в моногородах с 2014 года, когда запустили программу их поддержки?

- Ситуация значительно изменилась. Часть моногородов уже фактически свою экономику диверсифицировала, там созданы рабочие места, новые производства, люди трудоустроены, заработал малый и средний бизнес — в общем, эти города уже избавляются от приставки «моно».

- А есть ли новые кандидаты в этот список — города, которые уже балансируют на грани риска?

- Минэкономразвития оставило запас времени, чтобы проанализировать ситуацию. Надеюсь, в первом квартале 2022 года мы увидим итоги. Не хотелось бы сейчас без официальной статистики загонять кого-то в список депрессивных территорий. Поэтому названий приводить не буду, но думаю, что такие города тоже есть, хотя их немного.

- Сейчас идёт общественное обсуждение правительственного проекта, который уточняет критерии моногородов. Как вы его оцениваете?

- Мы давно ждали актуализацию перечня моногородов. Вообще положено этот список обновлять раз в полгода, но этого не происходило. Конечно, многим моногородам, даже успешным, не хочется лишаться своего статуса, ведь им всё равно нужна поддержка. Но мы же не можем помогать всем одинаково, размазывать финансирование тонким слоем. В первую очередь государство должно помогать тем, кто находится в наиболее неблагополучной социально-экономической ситуации. И новые критерии ориентированы как раз на сложные территории. Согласно им, у нас должно остаться около 170 моногородов. Но серьёзного пересмотра подходов проект кабмина не предусматривает.

- А что насчёт городов-спутников, которые предлагают исключить из списка моногородов?

- Связь с центром — это достаточно объективный показатель, он обсуждался и одобрен многими представителями регионов. Если за час можно добраться до регионального центра, то, конечно, у людей больше возможностей для заработка. Поэтому такому моногороду не нужно уделять столь пристальное внимание, там не так остра ситуация на рынке труда.

- Но разве города-спутники не нуждаются в развитии? У нас ведь в приоритете пространственное развитие, баланс ресурсов…

- Города, которые уже не отвечают новым критериям, конечно, не будут жёстко исключены из программ развития, я в этом уверена. Просто такие прямые, точечные меры поддержки, как, например, финансирование инфраструктурных проектов, будут уже только для самых проблемных территорий. А для остальных можно получить финансирование по другим программам — по линии Минстроя, Минэкономразвития, Ростуризма и других ведомств. Никто не мешает им участвовать в других госпрограммах. Здесь уже всё зависит от работы региональной команды, от её понимания, как должна работать агломерация. Можно выходить на федеральные министерства и представлять свои идеи.

- А что, Правительство готово поддержать любые здравые проекты, была бы инициатива снизу?

- Конечно. В качестве сенатора я выхожу на министерства и вижу, как они отзывчивы на инициативу. Не нужно сидеть и ждать, когда на вас свалятся деньги, а вы потом подумаете, как их освоить. Нет. Это процесс с двусторонним движением.

В том числе поэтому я предлагаю ввести новый инструмент для поддержки моногородов на конкурсной основе.

- В чём состоит ваше предложение?

- Пока это только концептуальная идея. Я предлагаю учредить ежегодный конкурс на лучший проект по созданию диверсифицированной среды за счёт развития неиндустриальных видов бизнеса. Потому что сейчас вся поддержка ориентирована на промышленность. А в конкурсных проектах основной акцент должен быть на творческие креативные индустрии.

Это частные или муниципальные музеи, это дизайн одежды, мебели или городской среды, это народные художественные промыслы, это создание кино, мультфильмов и прочего цифрового контента, это архитектура, изобразительное искусство, реклама. В общем, это всё, что может давать коммерческие продукты и создавать хорошую атмосферу в городе. Это ведь тоже важно. Если раньше людей интересовало только пропитание и тепло дома, то теперь мы хотим впечатлений, эмоций.

- Не зря такие регионы называют депрессивными, настроение играет большую роль.

- Конечно. Чтобы дать новую жизнь моногородам, нужно создать там не только рабочие места, но и творческую обстановку, чтобы у жителей была возможность проявить себя, самореализоваться, организовать свой досуг.

Конкурсный формат выбран потому, что он стимулирует муниципальные команды искать лучшие практики, изучать потенциал города. Очень активно конкурсы применяют Минстрой, Минсельхоз и другие ведомства.

- А победителям государство даст деньги на воплощение задумок?

- Да, и я уверена, что призовой фонд не станет тяжёлым бременем для бюджета. Для небольших моногородов и десять миллионов рублей — очень хороший стимул, они на эти деньги смогут, например, трансформировать какое-то общественное пространство. Но это даст возможность развивать альтернативные виды экономики.

- В какой стадии сейчас ваша инициатива? Вы обсуждали её в своей рабочей группе?

- Мы это запланировали на январь. Просто ещё предстоит понять, кто мог бы стать оператором конкурса, нужно проработать критерии отбора и другие вопросы. Сейчас мы в поиске конкретного механизма реализации. Но мы уже проговаривали саму идею с Минпромторгом, с Корпорацией МСП и другими ведомствами — все её поддерживают.