Инвестиционная среда обитания
Екатеринбург и Нижний Тагил принято считать основой экономики Свердловской области. А есть в регионе еще более 40 абсолютно разных городов меньшего размера, каждый из которых имеет свои возможности для развития.
Прокачать потенциал "малышей"
Агломерация "Большой Екатеринбург" звучит привлекательно – там есть деньги, работа, социальная инфраструктура. Демография муниципалитетов, особенно отдаленных, ухудшается – работоспособное население стремится уехать в столицу региона.
Но глава Сысертского городского округа, экс-министр инвестиций и развития региона Дмитрий Нисковских призывает не говорить о беспросветной депрессии. По его словам, малые города всегда будут привлекательны для людей, желающих работать в определенной отрасли.
Более того, нередко инвестор видит в прошлом небольших муниципалитетов заманчивую перспективу. В той же Сысерти на территории заброшенного завода Турчаниновых-Соломирских был создан креативный кластер "Лето на заводе".
"Он является уже не просто успешным проектом, а местом, где формируются новые виды услуг. По сути, это бизнес-инкубатор, ряд резидентов которого сумели сформировать вокруг себя управленческую команду, создать определенную клиентскую базу и открыть постоянно действующие точки в самой Сысерти. Таких успешных резидентов уже три", – отметил Дмитрий Нисковских.
Фото: летоназаводе.рф
Один из примеров – кофейня "Море Кофе". "За пять дней активных действий мы безумно устали, а впереди нас ждало открытие. Благодаря всем нашим усилиям оно прогремело на всю область. Помню, что готовила кофе без остановки, очередь не заканчивалась", – рассказывала основатель бизнеса Дарья Казакова.
Естественно, не только Сысерть обладает перспективным промышленным наследием.
"Например, у нас есть площадка в лесу, к которой подведены все энергоресурсы, огромные капитальные вложения, по сути, сделаны еще в советское время. Конечно, там устаревшее оборудование, но земля промышленного назначения со всеми коммуникациями – это очень хорошая база", – говорит Елена Матвеева, которая возглавляла Нижнюю Салду в 2012-2019 годах.
Мировая эпидемия COVID-19 выявила еще одно преимущество малых городов. По словам Матвеевой, там не так чувствуются ограничения, а распространение инфекции идет меньшими темпами, чем в мегаполисах.
Помощью для малых городов должно стать присвоение им статуса Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с льготами по налогам. Сейчас в Свердловской области их четыре – "Лесной", "Новоуральск", "Краснотурьинск", "Верхняя Тура". По итогам 2020 года объем инвестиций туда вырос до 4,1 миллиарда рублей, а число новых рабочих мест превысило 500.
В глубинку за хлебом и впечатлениями
Зарубежный опыт свидетельствует – агротуризм и событийный отдых вдали от мегаполиса имеют высокий спрос. Российские регионы взяли его на вооружение и столкнулись с проблемой инвестиций.
Туризм – это появление объектов нового порядка. Для его развития нужны не советские турбазы, а более обустроенные, оснащенные объекты с хорошим качеством услуг", – говорит Дмитрий Нисковских.
Например, есть проект "Большая Сысерть", который включает благоустройство исторической части города, формирование туристическо-рекреационного кластера, исследовательско-практический проект "Креативный Урал", фестивали "Чисто так" и "Лето на заводе".
А еще в Свердловской области есть природные парки "Бажовские места" и "Оленьи ручьи", точки притяжения – "Денежкин камень", гора Волчиха, Невьянская башня. Активность туристов восстанавливается – в 2021 году регион посетили более миллиона гостей. И на этом спросе нужно заработать.
"Муниципалитеты необходимо развивать, строить там средства размещения, в том числе загородные отели, хостелы. Причем по каждому из перспективных направлений на сегодняшний день нужно увеличить потенциал средств размещения не в полтора-два, а в 10 раз", – прогнозирует президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
По словам директора Института финансов и права УрГЭУ-СИНХ Максима Марамыгина, во всех территориях основа для развития – это бизнес, который является в чем-то относительно уникальным. И лучше всего это проявляется, когда людям дают возможность реализовать свою инициативу.
Подспорьем для предпринимателей можно считать проект по повышению качества жизни в небольших городах региона с использованием цифровых технологий и франчайзинга Business-Data. Его суть заключается в исследовании нереализованного спроса на основе платежных транзакций, анализе полученных данных и поиске граждан, заинтересованных в открытии франшизы.
Система дает точно понять, какой спрос на товары и услуги имеется на конкретной территории, а проверенные модели готового бизнеса и выгодные займы позволяют с уверенностью начать свое дело.
"Начинать бизнес страшно хоть в пандемию, хоть без нее. Но у нас есть план, как только мы выйдем на определенные показатели, начнем развивать и другие бизнесы", – рассказал Сергей Горев, который открыл свой первый барбершоп "Алебарда" в Первоуральске.
Фото: департамент информполитики региона
В Свердловской области с начала реализации этого проекта (Средний Урал запустил его в 2019 году первым в России, в нем участвуют семь городов) появилось 24 новых бизнеса, еще десять находятся в работе.
Возможности для всех
"Низкая стоимость арендной платы, земельных участков, нет бюрократических сложных процедур, как в большом городе, достаточно неплохо развита инфраструктура, дешевая рабочая сила", – перечисляет преимущества своего муниципалитета глава Нижней Туры Алексей Стасенок.
Возможности каждого из городов Свердловской области описаны в их инвестиционных паспортах. Ознакомиться с ними можно на сайте регионального Агентства по привлечению инвестиций. Например, у Североуральска есть 15 инвестиционных площадок, пригодных для размещения новых производств.
Прежде всего, привлечение инвестиций – это привлекательность самого города. Чем больше привлечем средств, тем лучше сделаем свой город", – говорит глава Волчанска Александр Вервейн.
Серьезное влияние на жизнь этого города (450 километров к северу от Екатеринбурга) оказывают предприятия лесного хозяйства, в частности, ООО "Сосьва-Лес" и ООО "Хенан-Русь". Лесопромышленная отрасль – одно из самых интересных направлений для инвестиций в регионе. Общая площадь свердловских лесов – 16 миллионов гектаров.
Предприятий, работающих в этом направлении, много, востребованность продукции только растет. Территориальная близость сырья, низкий порог входа, достаточность трудовых ресурсов – вот рецепт успеха. Также не стоит забывать о высокой стоимости готовой продукции.
"Каждый третий предприниматель, который откроет лесопилку, если ему дать побольше свободы и возможностей, через пять лет подумает: "А что я просто древесину продаю, сушеная же в разы дороже, может я поставлю сушилку?" Еще через несколько лет он может решить: "А что я продаю доски для мебельного производства, можно ведь кое-что из них делать", – описывает возможности бизнеса Максим Марамыгин.
В Североуральске успешно работает ООО "СибирьЭкоСтрой". Первая очередь комплекса глубокой переработки древесины была запущена в начале 2020 года. Руководитель компании Андрей Бабкин планировал развитие – в этом году появились линия по сортировке круглого леса и сушильный комплекс.
Переработка сельхозпродукции тоже тяготеет "к полю". Это гораздо выгоднее, чем везти молоко в Екатеринбург, например, из Ирбита или Талицы. Привязка к источникам сырья – козырь малых городов большой по территории Свердловской области. Разница с мегаполисом в стоимости привлечения персонала, налоговые льготы, вариативность размещения с учетом развитой транспортной инфраструктуры – все это преимущества "малышей", которые готовы к работе с инвесторами.
Артём ПЕТРОВ, Олег ЕСАУЛКОВ