Пивовары предрекли рост объёмов контрафактного алкоголя после введения маркировки на пиво
Государство преждевременно установило сроки для внедрения обязательной маркировки спиртной продукции, не предусмотрев проблемы с нехваткой необходимого оборудования. Таким мнением в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» поделился председатель совета Ассоциации производителей пива Андрей Губка. Он отметил, что пивовары не готовы к новому условию. «На сегодняшний день более двух тысяч предприятий занимаются производством пива. Отрасль не готова к введению маркировки повсеместной и обязательной. Риск дефицита связан с тем, что без марки нельзя будет эту продукцию выпускать на рынок, а с маркой её выпускать будет невозможно в таких объёмах, как это делается сейчас. Оборудование пока нигде не установлено и нигде не работает, поэтому непонятно, а можно ли его выпустить в таких количествах, чтобы удовлетворить весь пивоваренный рынок. Проблема возникла из-за того, что государство приняло решение ввести обязательную маркировку практически на все продукты питания, но при этом технологического решения, как это делать, нет. По логике вначале отрабатывается технологическое решение, а потом утверждаются какие-то сроки, а не наоборот». Также Губка предположил, что проблемы у официальных поставщиков спровоцируют рост объёмов контрафакта. Суррогатный алкоголь заменит покупателю качественное пиво, считает Губка. «Потребитель в любом случае найдёт замену. Мы же уже проходили в истории страны разные случаи. Был сухой закон, это же не значит, что люди прекращали употреблять алкогольные напитки. Потребитель что-то употреблял, не всегда качественное, легально выпущенное и дешёвое. Что от этого государство выиграет? И выиграет ли потребитель? Скорее, нет. Пивоваренная отрасль платит акцизы, официально трудоустраивает людей, за пивоваренной отраслью десятки смежных отраслей, которые работают в легальном правовом поле. Останавливается всё это — будет всё замещено нелегальным алкоголем какого-то сомнительного качества». Эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков стартовал в России с 1 апреля 2021 года. Он продлится до 31 августа 2022 года. Участники должны подавать данные об обороте товара одновременно в ЕГАИС и государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров. В пилотном проекте участвуют 167 компаний, которые занимают более 80% рынка, отметили в Минпромторге. По сведениям Центра развития перспективных технологий, объём нелегального рынка пива в России оценивается в 5-12%. При этом маркировка приведёт к увеличению прибыли производителей на 2,5-3 млрд рублей, позволит создать до 1,7 тысяч рабочих мест и увеличить годовые налоговые поступления на 20 млрд рублей в год.