Международные климатические диалоги продолжаются в Москве
Вячеслав Аленьков, заместитель Председателя Правительства Сахалинской области, в своем выступлении осветил Сахалинский эксперимент по региональному углеродному регулированию. Была поставлена цель — достигнуть углеродной нейтральности к 2025 году, утверждена Климатическая программа, в середине декабря планируется ее официальная презентация.
Аленьков назвал несколько основных мероприятий в рамках программы. Это газификация региона, утилизация свалочного газа, программа энергосбережения, перевод транспорта на газомоторное топливо и электротягу и ввод новых объектов ВИЭ. Кроме того, на Сахалине проектируется Экополис — город, изначально живущий по экологическим стандартам.
Эксперт по вопросам изменения климата Михаил Юлкин отметил: «2021 год — это первый год, когда международный правовой режим в климатической сфере определяется Парижским соглашением». Более 120 стран объявили, что собираются «выйти в ноль» к 2050 году, Россия — к 2060 году. В некоторых странах введены системы регулирования выбросов, предусматривающие их платность: это квоты или налог на выбросы. Юлкин пояснил, что часть денег идет на поддержку проектов по декарбонизации, часть – в государственный бюджет и оставшиеся используются для компенсации роста цен для уязвимых групп населения или видов бизнеса.
Юлкин подчеркнул, что Россия среди экспортеров топлива делает самый большой вклад в сжигание топлива и, как следствие, в выбросы. С ходом декарбонизации предполагается падение спроса на топливо, в связи с чем необходим переход на экономику, которая не сможет пострадать в связи с декарбонизацией.
Сергей Бобылев, заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, в своем выступление особенно подробно остановился на направлениях регулирования углеродного развития: налогах и торговле квотами на выбросы. Кроме того, есть методы косвенного регулирования: использование НДТ (наилучших доступных техник), развитие энергоэффективности, вложения в восстановление экосистемных услуг.
Генеральный директор и соучредитель компании по устойчивому развитию,экологии и ресурсоэффективности Илья Завалеев: «То, сколько парниковых газов мы можем выбрасывать в атмосферу, — это ограниченный ресурс. Если представить атмосферу в виде емкости, то чем больше эта емкость заполнена парниковыми газами, тем хуже будет погода. В какой-то момент эта емкость начнет трескаться и взрываться». Завалеев подчеркнул необходимость включения цены на углерод в структуру себестоимости товаров. Это позволит гражданам приобщиться к проблемам углеродных выбросов и «голосовать рублем», покупая более низкоуглеродные товары. Собранные деньги следует пускать на развитие низкоуглеродной экономики.
Завершило заседание выступление Рамиза Аллахвердиева, председателя Национального союза ESG, советника Министра экономики по низкоуглеродному развитию Казахстана. Казахстан, как и Россия, поставил задачу достичь углеродной нейтральности к 2060 году. «Задача не просто найти баланс между поглощением и выбросами СО2, но в том числе использовать новые технологии», — комментирует Аллахвердиев. Был создан Проектный офис по низкоуглеродному развитию. Основной акцент — определение потенциала поглощения выбросов и потенциала их сокращения, то есть необходимо понять нынешние возможности страны в этой сфере. Главной целью является создание единой системы углеродного регулирование и налаживание связей элементов системы.
Таким образом, представители различных областей смогли поделиться опытом в области климатического регулирования на разных уровнях.