Российские города переходят на новую модель рынка тепла: первые результаты
Насколько такое решение может быть эффективно и выгодно? Рассмотрим опыт российских городов, перешедших в ценовую зону теплоснабжения.
Напомним, предложение компании «СИБЭКО», входящей в состав СГК, было рассмотрено 13 октября на комитете Заксобрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. С докладом выступил начальник департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска Дмитрий Перязев. Он напомнил, что в течение еще не завершившегося 2021 количество выявленных дефектов на городских теплосетях превысило 4 тысячи случаев. Основная причина – в недоремонте. Новосибирск, по данным общероссийского статистического сборника «Тарифы и цены ЖКХ», занимает 78 место среди 83 административных центров субъектов РФ по доле теплосетей, нуждающихся в замене (70,4%) и последнее место из 83 центров субъектов страны по доле перекладки сетей от протяженности сетей, нуждающихся в перекладке (0,36%).
Есть ли выход?
Выходом, по мнению властей и энергетиков, является отнесение Новосибирска к ценовой зоне теплоснабжения. Данную практику уже применяют в Красноярске, Барнауле, Самаре, Ульяновске, Оренбурге, Пензе и других российских городах.
– В 2018 году Правительство Российской Федерации внесло изменения в Федеральный закон № 190 «О теплоснабжении» в части возможности вхождения поселений в ценовую зону теплоснабжения. Речь идет о поселениях, соответствующих четырем критериям, в которых цены на тепловую энергию ограничены предельным уровнем, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. А за основу расчета в этом случае берется метод, рассчитанный Минэнерго РФ в гигакалориях для всех крупных городов страны, – сообщил Дмитрий Перязев.
Он пояснил, что «СИБЭКО», входящее в состав СГК, предложило городу не резкое, а постепенное повышение тарифов – на индекс потребительских цен (ИПЦ) + 2,9 процента ежегодно в течение 10 лет. Это позволит привлечь в изношенную систему теплоснабжения порядка 15 млрд рублей (без учета НДС). Всего же программа опережающих инвестиций, как сообщали энергетики, предполагает вложение 20,5 млрд руб., при этом около двух третей вложений планируется сделать в первые шесть лет действия программы. Инвестиции позволят заменить около 2/3 участков коммуникаций в критическом состоянии.
Опыт других городов
В новосибирском Горсовете уже внимательно изучили, как вхождение в ценовую зону работает в других городах. Об этом рассказал председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин. По его словам, в таком мегаполисе как Красноярск переход обсуждали в течение года и пришли к выводу, что это единственный способ решить проблему износа теплосетей, объем которых увеличивался ежегодно, что наблюдается и в Новосибирске.
Красноярск первым из городов-миллионников России перешел в ценовую зону теплоснабжения. Первые результаты таковы: если раньше за год удавалось переложить всего полтора-два километра теплосетей, то на следующий год после вхождения в ценовую зону объем ремонта вырос до 32 км, а в 2021 году ремонт провели на 61 км сетей. Причем многие работы были произведены еще до повышения тарифа в рамках 10-летней инвестиционной программы.
Такие же оптимистичные показатели наблюдаются в других российских городах, перешедших в ценовую зону теплоснабжения – в Рубцовске, Барнауле, Ульяновске, Оренбурге, Пензе, Самаре, Чебоксарах, Канске, Бийске. С 2022 году к списку примкнут Иваново и Пермь. При этом, например, в Барнауле за год инвестиционной кампании количество отключаемых от тепла из-за порывов потребителей уменьшилось почти на 150 тыс. человек, а в Ульяновске инвестиции позволили перевести город на закрытую систему горячего водоснабжения с экономией топлива, что позволило снизить тариф для населения. В Самаре до 2024 года в программу модернизации и замены теплосетей вложат почти 30 млрд рублей (с НДС), что позволит резко снизить общий объем износа.
Ответственность инвестора
Если Новосибирск войдет в ценовую зону теплоснабжения на предлагаемых условиях, то поставщики тепла на годы вперед смогут планировать вложение своих инвестиций в отрасль. Но при этом и будут отвечать за взятые на себя обязательства: они будут официально закреплены в схеме теплоснабжения Новосибирска и с соответствующем соглашении с властями.
Контролировать исполнение инвестиционных программ будут как федеральные структуры, в том числе Минэнерго РФ, так и региональные. Так, в новосибирском Горсовете одобрили идею специального штаба контроля в виде общественного совета при мэрии Новосибирска или другого подобного органа, который четко и прозрачно сообщал бы новосибирцам о том, как проводятся запланированные работы, сколько денег и на что тратится.
Александр Могилин