«Логистический кризис» на Дальнем Востоке миновал?
На Дальнем Востоке говорят о «логистическом кризисе»: рост грузоперевозок, который наблюдался уже несколько лет, в последний год принял взрывной, экспоненциальный характер. Порты Владивостока забиты контейнерами, а фрахта, чтобы вывезти все контейнеры, не хватает.
Как сообщили нам в главном хабе Дальнего Востока – Владивостокском морском торговом порту – рост грузоперевозок за 10 месяцев 2021 г. составил 12,9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Свою лепту внес и каботаж: внутрироссийские перевозки из ВМТП выросли на 7,4%.
«Идет рост грузоперевозок по всем направлениям – импорт, экспорт, каботаж. Владивостокский морской торговый порт отдает приоритет внутрироссийским перевозкам, поскольку понимает их социальную значимость. За этим направлением в порту закреплены три причала (для сравнения: за внешнеторговым направлением – только два), все суда обрабатываются с ходу, задержек нет. Только за сентябрь – октябрь ВМТП принял 48 судозаходов каботажного направления, более 27 тысяч TEU грузов направились на Камчатку и Сахалин, Колыму и Чукотку», – рассказала директор коммерческого департамента ПАО «ВМТП» Елена Казарина.
30 октября ВМТП посетила рабочая группа Министерства транспорта РФ, на встрече речь шла о стабильной, регулярной работе по каботажному направлению. Как сообщил корр. «К» капитан «ФЕСКО Янина» Юрий Барыбкин, в настоящее время теплоходы в порту принимают без задержек и простоев на рейде: «Нам очень нравится, как работает ВМТП. За каботажем на постоянной основе закреплены три причала, порт работает семь дней в неделю, 24 часа в сутки, погрузка и разгрузка осуществляются с ходу».
За предыдущую и текущую недели в порты Петропавловска-Камчатского, Корсакова, Магадана и Анадыря из ВМТП отправятся 12 теплоходов общей вместимостью около 2500 TEU. Эксперты прогнозируют, что рост на стивидорном рынке может продолжиться и в 2022 году, но признают, что за ситуацию с северным завозом можно уже не волноваться: все жители северных и отдаленных территорий будут обеспечены товарами и продовольствием в срок.
«Можно точно говорить о том, что никаких перебоев с поставками и с дефицитом продуктов питания, товаров первой необходимости нет», – подтверждает губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Стивидоры Дальнего Востока уже учитывают рост рынка в своих планах дальнейшего развития. Торговый порт заявил о том, что до 2025 г. планирует нарастить мощности по обработке контейнерных грузов в два раза – порт выбран базовым портом Северного морского пути. Правительство делает активную ставку на развитие данного транспортного коридора, который должен вместить растущие грузопотоки.
«Севморпуть по-настоящему становится магистралью, в 2020 году (по нему) уже прошел серьезный объем в 33 миллиона тонн. Это вселяет уверенность, что 80 миллионов возьмем в следующую пятилетку. Как только начнем возить контейнеры между Азией и Европой, обеспечивая с помощью нашей ледокольной группировки круглогодичную навигацию, мы реализуем географическое преимущество СМП, ведь этот путь на 40% короче, чем Суэцкий канал», – заявил руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков, выступая на расширенном совете по развитию Севморпути во Владивостоке.
Строительство нового транспортного коридора займет не один год, а в текущих условиях загруженности дальневосточных портов транспортным компаниям приходится балансировать, чтобы учесть интересы морских перевозчиков. В компании FESCO (крупнейшая частная транспортно-логистическая компания, владелец ПАО «ВМТП») уверяют, что, несмотря на полную загрузку портовых мощностей, компания выполняет «все ранее взятые обязательства перед клиентами». «Что касается дополнительных объемов, которые заявляют морские перевозчики, то, к сожалению, по объективным причинам не все эти заявки могут быть удовлетворены», – уточнил директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков. – «Мы просим наших партнеров планировать объемы перевозок на 2022 г. с учетом этих факторов».