QR-коды в транспорте как яблоко всеобщего раздора
В нескольких российских регионах объявили о скором введении кодов вакцинации на разных видах транспорта. Общероссийское объединение пассажиров уже выступило против.
Общероссийское объединение пассажиров существует шесть лет. Среди его руководителей — экс-депутат, бывший член высшего совета ЛДПР Владимир Овсянников. Инициативы этого объединения, судя по публикациям СМИ, обычно какого-то исхода не имеют.
Организация жаловалась на повышение цен на билеты во время мундиаля, хотела упростить получение денег за невозвратные авиабилеты в случае болезни. Теперь просит не вводить куары в транспорте. Говорит председатель этого объединения Илья Зотов:
Илья Зотов председатель Общероссийского объединения пассажиров «Мы считаем, что введение кодов в общественном транспорте и вообще в целом в транспортной системе пока мера несколько избыточная, она поставит на грань выживания перевозчиков, что по итогам пандемии приведет к тому, что людям просто не на чем будет добираться до городов. Несбыточным нам кажется проверять каждый код у конкретного человека, на это, по нашим подсчетам, от 20 до 30 секунд необходимо, чтобы пассажиру достать телефон, найти код, показать этот код, данные важно сверить с паспортными данными».
В Татарстане с 20 ноября жители смогут пользоваться общественным транспортом только при наличии кода или справки о медотводе от вакцинации. В конце ноября — начале декабря куары вводятся на авиатранспорте на Камчатке и в Хабаровском крае. При покупке авиабилета проще — их приобретают онлайн, можно оставить, например, ссылку на куар. Что касается наземного транспорта, быстро добавить куары в те же транспортные карты технически возможно, но вряд ли это можно сделать оперативно, считает гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский:
Алексей Раевский гендиректор компании Zecurion «Какие-то будут, видимо, группы, люди проверять общественный транспорт, что там все, кто присутствуют, например, в том же автобусе, у всех есть QR-коды. Если у кого-то нет, то тогда будут их штрафовать».
Можно долго говорить о неудобствах для пассажиров и возможных потерях для бизнеса, но в разгар пандемии подобные меры неизбежны, считает директор и председатель правления Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян:
Норайр Блудян директор и председатель правления Транспортной ассоциации Московской агломерации «Если три недели назад в России число вновь заболевших было в диапазоне 18-19 тысяч, а сегодня уже до 40 тысяч, то уже всем надо призадуматься, какие последствия это несет. Все, что продиктовано обеспечением безопасности людей, надо принимать как должное, если ты не принимаешь это как должное, значит, у тебя должны быть контраргументы».
В объединении пассажиров как альтернативу куарам предлагают предоставить скидку на проезд в городском транспорте вакцинированным, компенсировать потери перевозчикам, открыть прививочные пункты на вокзалах и в аэропортах. А еще изменить график работы крупнейших предприятий городов, чтобы перераспределить пассажирские потоки. Последнее точно звучит нереалистично, особенно для реального сектора. Например, на заводе «Измерон» в Петербурге, который производит внутрискважинное оборудование для нефтяников, работают почти 400 человек. Продолжает гендиректор этого предприятия Павел Альтов:
Павел Альтов гендиректор завода «Измерон» «Разные люди, которые приезжают на работу из разных частей города, все равно выезжают в разное время. Кто-то едет полтора часа до работы, кто-то едет 30 минут. Если сдвинуть начало работы с 7-8 утра до 12 часов — это будет существенно, а плюс-минус час — это вряд ли повлияет. Ну, если людям, которые всю жизнь ходили на работу к восьми утра, предложить, как в школе, вечернюю смену, думаю, что эффективность существенно снизится».
Во многих, в том числе европейских, странах вводят ограничения на транспорте для непривитых. Так, в Италии гринпассы для перемещения между городами используют уже третий месяц. Проверяют их в ручном режиме проводники поездов или водители автобусов. Система работает без сбоев, считает житель Болоньи Виталий Михайлюк:
— Единственное, что у тебя не проверяют гринпасс в 100% случаев. На прошлых выходных я перемещался между городами, у меня никто не спросил QR-код. Проверяют выборочно.
— Как это было воспринято в обществе?
— Большинство людей не возмущались, поскольку сейчас, я не помню точную цифру, но 80-90% населения привито. Протесты, которые проходят, все связаны не с необходимостью гринпасса, чтобы передвигаться между городами, а с тем, что с 15 октября нельзя ходить на работу, если у тебя нет QR-кода.
В России некоторые предприятия начали отстранять от работы непривитых. Так поступил на прошлой неделе екатеринбургский «Уралмаш». Сотрудникам некоторое время продолжат платить зарплату, но совсем небольшую ее часть.