Общероссийское объединение пассажиров пожаловалось вице-премьеру и главе оперштаба по борьбе с ковидом Татьяне Голиковой на введение QR-кодов в транспорте, сообщает РБК со ссылкой на текст обращения объединения. Эксперты отрасли мнение объединения не разделяют.
В начале ноября первые регионы ввели требование QR-кода при посадке на самолет. В Татарстане с 20 ноября жители смогут воспользоваться общественным транспортом только при наличии QR-кода или справки о медотводе от вакцинации. Проверка QR-кода требует дополнительных 20-30 секунд на каждого пассажира, что в часы пик может привести к блокировке работы общественного транспорта, считают в Общероссийском объединении пассажиров. Взамен QR-кодов в объединении предлагают изменить график работы крупнейших предприятий городов. Это позволит перераспределить пассажирские потоки во времени. Продолжает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов:
— Важно соблюдать масочный режим и наладить системы контроля. Важно соблюдать масочный режим как непосредственно пассажирам, так и кондукторам, а мы видим, что и водитель, и кондуктор чаще всего вообще ходят без маски, а за день через них проходит большое количество пассажиров. При этом мы считаем, что введение кодов в общественном транспорте и вообще в целом в транспортной системе пока мера несколько избыточная, она поставит на грань выживания перевозчиков, что по итогам пандемии приведет к тому, что людям просто не на чем будет добираться до городов.
— При этом с реалистической точки зрения мы ведь понимаем, что перезагрузка графика предприятий тех или иных регионов в подавляющем большинстве случаев — это несбыточная мера?
— Несбыточным нам кажется проверять каждый код у конкретного человека, на это, по нашим подсчетам, возможно, наше мнение ошибочно, от 20 до 30 секунд необходимо, чтобы пассажиру достать телефон, найти код, показать этот код, надо же, чтобы это устройство сработало, данные важно сверить с паспортными данными.
Общероссийское объединение пассажиров существует с 2017 года. Объединение предложило предоставить скидку привитым пассажирам на проезд в городском транспорте, компенсируя таким образом потери перевозчикам и мотивируя пассажиров пройти вакцинацию, и открыть пункты вакцинации на вокзалах и в аэропортах, отмечает РБК в публикации.
Проезд в общественном транспорте для вакцинированных введен уже в некоторых странах мира, в частности в Турции. Документ о вакцинации загружается в персональную транспортную карту местного жителя или туриста. Вряд ли и в России возникнут проблемы с внедрением документов о вакцинации на транспорте, уверен директор Центра научно-технологического предпринимательства Российского университета транспорта Александр Сыромятников:
Александр Сыромятников директор Центра научно-технологического предпринимательства Российского университета транспорта «Любому айтишнику, который работает с этой сферой, который услышит историю про 20-30 секунд, она покажется не просто смешной, а здесь какой-то есть скос во мнении, который артикулирован по той причине, что тот, кто его говорит, хочет добиться каких-то своих интересов. Когда в Соединенных Штатах Америки в последней четверти XIX века пытались регулировать ширину железнодорожной колеи, тогда железнодорожные магнаты сказали федеральному правительству: «Сегодня они меняют ширину нашей колеи, а завтра полезут к нам в кровать». Вот у меня такой же вопрос всегда возникает, когда мне пытаются чего-то там такое регулировать по режиму, по «модус операнди» моих предприятий, а не в интересах правды. Вот я, например, генеральный директор по совместительству одного из ООО, я не пойду голосовать на выборы и вообще не буду поддерживать никого, кто мне будет рассказывать, в каком режиме мне нужно сотрудников на работу приводить».
Сейчас в некоторых регионах идет речь о внедрении QR-кодов не только в городском общественном транспорте. Так, с 23 ноября документы о вакцинации потребуются при посадке на авиатранспорт по всем направлениям Камчатского края, а также на часть междугородных маршрутов автобусов. В Хабаровском крае с декабря ведут проверку QR-кодов в здании международного аэропорта Хабаровска и при продаже авиабилетов. С 7 ноября такие коды станут обязательными для использования междугороднего автомобильного и железнодорожного транспорта на территории региона.