Возвращение Киселевой в КГА ускорит отставку Григорьева
Юлия Киселева назначена заместителем председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга 26 октября. До этого она занимала пост замруководителя администрации губернатора города. Ранее Юлия Евгеньевна уже работала в КГА на должности председателя с 2008 по 2013 годы, после чего возглавляла Василеостровский район, а в 2019-м перешла на работу в городскую администрацию.
Ее возвращение может означать полное переформирование не только кадрового состава КГА, но и всей сферы градостроительства в Северной столице в ближайшей перспективе. Политических предпосылок для реализации такого сценария достаточно на фоне постоянной критики в адрес действующего главы комитета Григорьева и его аппарата в связи с провальной работой по объектам культурного наследия (ОКН), формированию градостроительного облика города, а также с возможной коррупцией и лоббизмом в ведомстве.
Чтобы получить более полное и объективное представление о сложившейся на сегодняшний день ситуации в градостроительной сфере города, стоит вспомнить детали его наиболее «отметившихся» упущений.
Неисторический Петербург
СМИ неоднократно поднимали проблему застройки исторической части Санкт-Петербурга и охраняемых архитектурных зон «стеклянными коробками» и жилыми комплексами с «сомнительной эстетической ценностью». Формирование и осуществление градостроительной политики Северной столицы входит в компетенцию главы КГА Владимира Григорьева, но чиновник словно не замечает никаких проблем и согласовывает строительство спорных объектов. В экспертном сообществе отмечают, что такая тенденция уже привела к частичному уничтожению культурного облика города и искажению видовых панорам.
В медийном пространстве связывают происходящее с тем, что главный архитектор продолжил «эстафету» системных ошибок своих предшественников, когда пришел на занимаемую должность в 2015 году. По информации ряда источников, в период с 2015 по 2020 годы при Григорьеве в Петербурге было уничтожено порядка 77 исторических объектов. Среди них можно выделить: Производственные корпуса трубочного завода постройки конца XIX — начала XX вв., трубу фабрики Мельцера, флигель дома Е. Никанорова 1900 года, Дом при канатной фабрике Гота 1830-го, а также спортивный комплекс СКК, признанный уникальным творением советской инженерной мысли и включенный ранее научно-техническим обществом Франции в список величайших достижений прошлого столетия.
На прошедшем недавно круглом столе «Петербургский девелопмент 2.1», организованном изданием «Деловой Петербург», Григорьев прокомментировал ситуацию с ОКН на примере территории завода «Красный треугольник», который в последние годы стремительно разрушается во многом из-за бездействия городских властей. По словам Владимира Анатольевича, у города сейчас просто нет конкретной программы для реставрации данного объекта, как и связанных с ним идей от крупных девелоперов. И это, как показывает практика, касается не только «Красного треугольника».
Без инвестиций и ремонтных работ объекты культурного наследия и архитектурные памятники разрушаются до состояния, непригодного для восстановления, и в результате идут под снос, а на их месте возводятся спорные новострои, искажающие исторический облик города. К таким объектам можно отнести новое шестиэтажное здание Арбитражного суда на улице Смольного, планируемый на месте комплекса зданий бывшей мебельной фабрики Ф.А. Мельцера на набережной реки Карповки 27 проект элитного жилого комплекса Meltzer Hall, который горожане уже окрестили «домом-гробом», и стоящий в этом списке особняком «Лахта-центр», привлекший в 2019 году внимание специалистов ЮНЕСКО. Тогда комиссия организации постановила, что общественно-деловой комплекс нанес непоправимый ущерб исторической панораме города с Дворцовой набережной.
Любой каприз
Деятельность Владимира Григорьева на посту председателя градостроительного комитета не ограничивается сомнительными решениями относительно согласования спорных проектов по застройке исторической части Петербурга. Особый интерес журналистов ранее вызвали активы главного архитектора и его семьи. В рамках большого расследования, проведенного сотрудниками издания «Аргументы недели», выяснилось, что Григорьев охотно идет на контакт с застройщиками и, вероятно, путем продвижения предлагаемых ими проектов, смог «сколотить» неплохое состояние.
Рыночную стоимость части семейного имущества Григорьевых, о которой журналистам удалось получить информацию, оценили минимум в 367 миллионов рублей. Это и «барская усадьба», элитные квартиры, автомобили премиум-класса и земельные участки, которыми владеет семья чиновника. По некоторой информации, за годы работы в архитектурной сфере Григорьев скопил дорогостоящий семейный актив благодаря не самым прозрачным схемам, в связи с чем его считают одним из главных акторов существующего в Петербурге «теневого градостроительного бизнеса».
Обширные полномочия главы КГА открывают перед ним дополнительные возможности в части согласования и одобрения концепции строительных проектов при формировании архитектурного облика Северной столицы. Именно господин Григорьев принимает окончательное решение относительно того, будет ли в городе построено то или иное здание, в каком виде и какой высоты. Прохождение всех этапов согласования является серьезным препятствием для застройщиков, но, как отмечают СМИ, все спорные вопросы якобы решаются путем достижения «личных договоренностей» с главным архитектором. И в таком случае вполне объяснимо появление современных построек в исторической части города, наносящих вред каноничному облику Петербурга, и наличие у семьи Григорьева внушительных активов.
Если друг оказался вдруг
Однако минувшей весной Владимир Анатольевич поставил все согласования строительных объектов «на стоп», и такой шаг не мог остаться незамеченным. Проанализировав ситуацию, аналитики связали решение Григорьева с падением влияния Вячеслава Макарова, занимавшего на тот момент должность спикера петербургского Заксобрания. СМИ неоднократно писали о «странной дружбе» главы КГА с «полковником». Именно под покровительством Вячеслава Серафимовича Григорьев мог реализовывать сомнительные схемы в градостроительной отрасли, что потенциально не только приносило главному архитектору дополнительные дивиденты, но и поддерживало интересы родственников Макарова, которые ведут в городе семейный строительный бизнес.
Тесные отношения политиков могут быть непосредственно связаны с Генеральным планом Санкт-Петербурга. Над его утверждением, как сообщали некоторые телеграм-каналы, экс-председатель городского парламента пытался усилить свое влияние еще до решения федерального центра отправить «полковника» на «почетную пенсию» в Государственную Думу. Должность заместителя председателя Комиссии по подготовке изменений в Генплан занимает Григорьев. В его непосредственные полномочия входит процесс одобрения или отклонения предложений по корректировке документа на самом раннем этапе создания поправок. Не исключено, что главный архитектор принимал соответствующие решения в том числе в интересах Макарова и его семьи.
После того, как перед экс-спикером ЗакСа открылись «перспективы» перехода в Госдуму, появилась и вероятность выявления коррупционных схем в сфере градостроительства, в связи с чем Григорьев и приостановил согласования строительных проектов. Стоит отметить, что еще одной угрозой как для главы КГА, так и для самого Макарова, стал бывший депутат Роман Коваль, задержанный ранее по подозрению в получении крупной взятки. В ходе следствия он признал вину и пошел на сделку с правоохранительными органами, а это означает, что рано или поздно Коваль может начать давать показания на других участников коррупционного механизма, отношение к которому могли иметь «друзья» Макаров и Григорьев.
Причины и следствия
После прошедших в сентябре парламентских выборов, по итогам которых Макаров получил депутатское кресло в Москве, Григорьев, очевидно, окончательно лишился поддержки на высоком уровне, а его богатый послужной список теперь может идти вразрез с интересами Смольного и городского парламента. В сложившейся ситуации возвращение Юлии Киселевой в градостроительный комитет выглядит вполне закономерно и может привести к двум возможным сценариям дальнейшего развития событий.
Первый, с определенной долей вероятности, коснется перераспределения полномочий внутри руководящего состава КГА. Формально комитетом одновременно могут управлять главный архитектор и председатель. Например, в то время, когда комитет возглавляла Киселева, пост архитектора занимал Юрий Митюрев. Сейчас же Григорьев занимает две эти должности сразу. Благодаря «успехам» Владимира Анатольевича в градостроительной сфере Санкт-Петербурга может быть принято решение передать часть его компетенций Киселевой, фактически отстранив Григорьева от «кормушки».
Второй, и наиболее реалистичный, сценарий открывает уже не такие радужные перспективы для главного архитектора Северной столицы. Не исключено, что назначением Киселевой Смольный подал Григорьеву сигнал, предоставив ему таким образом время на завершение всех текущих дел и возможность покинуть Комитет по градостроительству и архитектуре без лишних и никому не нужных скандалов.