Войти в почту

Свердловская область на протяжении многих лет остается одним из центров машиностроения России. Кто же не слышал про Уралмашзавод или МЗиК? Но в отрасли работают не только "киты", в регионе множество малых и средних предприятий, от которых зависит экономическое благополучие Среднего Урала и его жителей.

Станок зовет!
© Уралинформбюро

Не без труда

Машиностроение является одной из базовых отраслей промышленности Свердловской области и занимает второе место по объему производства. В 2020 году было отгружено продукции более чем на 419 миллиардов рублей.

"Весомый вклад в рост промышленности внесли предприятия машиностроительного комплекса, где по ведущим секторам производство увеличилось на 10-20% к уровню 2019 года. В производстве прочих готовых изделий – рост в 3,4 раза", – говорил губернатор Евгений Куйвашев в ходе отчета о работе правительства в прошлом году.

И отрасль не стоит на месте. Согласно данным Свердловскстата, индекс производства машин и оборудования за первые восемь месяцев 2021 года составил 118,6% к аналогичному периоду 2020-го.

Так что машиностроение для области является знаковой отраслью во всех смыслах. Но если есть компании, что называется, на слуху, то многие остальные зачастую сталкиваются с проблемами, которые приходится либо решать при помощи государства, либо "выплывать" самим.

"Крупный бизнес худо-бедно имеет госзаказы, встроен в вертикаль власти, за него можно не опасаться. Малый и средний производственный бизнес находится в довольно сложной ситуации. Разрыв технологический между крупными и малыми предприятиями все больше увеличивается. Практически не развита кооперация", – рассказал "Уралинформбюро" директор по развитию управляющей компании Уральского кластера энергомашиностроения Аркадий Мильков.

Ряд сложностей некоторых небольших машиностроительных предприятий связан, прежде всего, с историей. Кто-то не смог удержаться на плаву после развала СССР и был вынужден занять более скромные ниши, другие, "отпочковавшись" от крупных производств, получили не только площади, но и устаревшее оборудование. А те компании, что появились в последние годы, зачастую оказываются в жестких условиях рынка. Спектр проблем широк и практически всегда для их решения нужны деньги.

Один из эффективных инструментов развития – технопарки. По словам Аркадия Милькова, они помогают, когда у одного предприятия нет всего набора оборудования или технологий. А вот пул компаний на одной площадке дает возможность закрыть эту брешь за счет кооперации.

Золото XXI-го века

В Свердловской области сейчас действует несколько технопарков, один из них – Технопарк высоких технологий, который объединяет более ста резидентов.

В их число входит компания ReinnolC, которая занимается производством теплообменного оборудования и оборудования для водоподготовки. Среди ее клиентов – "Газпром", "Интер РАО", "Сибур", "Роснефть", укойл" и многие другие.

"Важно отметить, что мы не серийные производители, мы разрабатываем каждую единицу оборудования индивидуально, под требования заказчика. Поэтому основная задача – сделать это с максимальной эффективностью по всем процессам. Безусловно, мы можем изготовить теплообменный аппарат и стандартных параметров, а можем сделать оборудование в два раза меньше по габаритам с сохранением или увеличением производительности", – говорит директор по развитию и внешнеэкономической деятельности компании Сергей Радишевский.

Теплообменники используются практически везде – от металлургии и энергетики до химии и производства бумаги. Более того, это оборудование периодически требует замены или чистки.

"Мы часто работаем в рамках инвестиционных программ наших заказчиков, участвуем в комплексных проектах и конкурсах. Из-за некоторой непредсказуемости в экономике иногда инвестиционные планы у крупных корпораций могут несколько колебаться, откладываться на год, два, три. Но мы понимаем, что вопросы повышения эффективности в производстве с каждым годом становятся только острее, потому от налаженной и хорошо выверенной работы, в том числе нашего оборудования, на крупных предприятиях напрямую зависит бесперебойная выработка их продукта", – отметил представитель компании.

Фото: реиннольц.рф

Сергей Радишевский подчеркивает, что сейчас в России не так уж много успешно работающих компаний, которые занимаются современным и технологичным производством и делают сложные промышленные продукты собственными силами, а не только "облачные решения".

Нефтегазовое машиностроение, является, наверное, наиболее перспективным направлением бизнеса в Свердловской области. Средний Урал – это "ворота" в Югру, Тюменскую область и Ямал – "кладовую" углеводородных ресурсов России. Как говорят в Агентстве по привлечению инвестиций (АПИ), в регионах, окружающих область, добывается более 70% нефти и более 90% газа страны, таким образом, тысячи потенциальных потребителей продукции расположены в суточной досягаемости от места производства.

В Технопарке высоких технологий также работает НПП "Структурная Диагностика", которое занимается разработкой и производством приборов неразрушающего контроля, лазерных спектрометров. Любая компания, связанная с покупкой металлов, является ее потенциальным клиентом.

Это самодостаточная организация, развивающаяся, в том числе, благодаря инфраструктуре технопарка. Но и она сталкивается с трудностями, которые также затрагивают, пожалуй, любую промышленную организацию.

"С компетенциями есть определенные сложности. Мы сориентировались на студентов только что закончивших, вроде, получается. Людей мало", – говорит руководитель компании Илья Карькин.

Новые "посевы"

Перспективы работы компаний, производящих продукцию для нужд ТЭК и "тяжелых направлений", понятны. Но Свердловская область еще крайне успешна в сфере сельского хозяйства. И вот это направление машиностроения неоправданно забыто.

Средний Урал полностью или практически полностью самодостаточен по производству ряда аграрной продукции, строит глобальные планы на будущее и планирует обновить всю сельскохозяйственную технику. Встает вопрос обеспечения малых предприятий и фермерских хозяйств.

Ирбитское АО "Сельхозтехника" производит косилки и другое оборудование. В число ее клиентов входят даже аэропорты и крупные нефтяные компании, они берут продукцию для обкашивания территории в противопожарных целях.

Это предприятие, как многие другие, почувствовало на себе влияние мировой экономической турбулентности. В 2020 году компания через областной Фонд поддержки малого предпринимательства получила кредит как организация, пострадавшая от коронавируса.

"Смогли купить много метала и произвели 200 косилок – практически в три раза больше, чем в 2019 году. Но в 2021 году металл весной резко вырос в цене. В результате продали больше, но купить теперь сможем металла меньше", – сетует генеральный директор АО "Сельхозтехника" Александр Трапезников.

Фото: selhoztehirbit.ru

Он подчеркнул, что условия того кредита были "сказкой".

"Было бы замечательно, если сейчас, грубо говоря, появляется грамотный инвестор, который говорит, что, понимаю, что в октябре нужно купить металл, вы зиму работаете, а сможем продать летом", – отметил он.

Отдельная тема – мелиорация. Засуха этого сезона показала, что тот, кто имеет возможность поливать свои посевы, оказывается в итоге на коне. Как говорит временно исполняющий обязанности директора ФГБУ "Управление "Свердловскмелиоводхоз" Роман Жмыхов, мелиоративный фонд, который остался от СССР, практически выпал из употребления. Сейчас полив "не из ведра" стоит больших денег и сил – отечественное производство оросительных систем пока только начинает свой путь к импортозамещению.

Наполеоновские планы свердловских властей по дальнейшему развитию сельского хозяйства обязательно потребуют такого оборудования. Тем более, что помимо орошения, в регионе нужно разобраться с осушением земель и культуртехникой.

"У нас не все поля идеальные, нужно убирать растительность, вводить в оборот земли, которые заросли", – подчеркнул Роман Жмыхов.

"Нет такого, что легко"

К пищевой отрасли также можно отнести ООО "Постэкс", чье производство расположено в Березовском. Организация занимается оборудованием для автоматизации производственных процессов формирования и заклейки гофрокоробов и упаковки продукции с учетом индивидуальных задач заказчика.

Компанией реализованы около сотни проектов стоимостью от 300 тысяч до 15 миллионов рублей, которые работают по сей день.

"Мы являемся экспертами в четыре направлениях: автоматическое формирование гофрокороба; укладка в гофрокороб продукта в автоматическом режиме; автоматическая заклейка гофрокороба; паллетайзинг. Мы работаем с крупными потребителями, в основном в сфере пищевого производства", – рассказала агентству менеджер по работе с клиентами организации Анна Добровольская.

Компания вышла за пределы Свердловской области и работает по всей стране. Продукция ООО "Постэкс", как говорит ее представитель, позволяет повысить эффективность и производительность труда.

Фото: posteks.ru

"Все дается с серьезным трудом. Нет такого, что легко. […] Мы работаем на свои деньги, развиваемся, пусть не так стремительно, как хочется, но ежегодно мы растем. Если взять 2012 год, когда был офис девять квадратных метров и текущее время, когда 1 000 квадратных метров… Это все-таки девять лет", – говорил ранее генеральный директор Иван Постников в интервью порталу "Бизнескилометр".

По данным АПИ, создание оборудования для компаний, производящих пищевые продукты и напитки, – одна из перспективных ниш для инвестиций. В 2020 году объем отгруженных товаров этого направления составил 140 миллиардов рублей (104% к 2019-му).

На карте свердловской промышленности есть еще одна интересная точка. Город Кушва с населением в 26 тысяч человек с небольшим находится в 168 километрах от Екатеринбурга. Там расположено ОАО "Завод транспортного оборудования", занимающиеся, среди прочего, производством трамвайно-стрелочной продукции. История предприятия началась в 1938 году, но на месте оно не стоит, на сегодняшний день компания прошла аудит РЖД, что позволяет работать с монополистом напрямую.

"Экономически предприятие развивается, сложностей мы не испытываем, на сегодняшний день законтрактованы, нет никаких задолженностей, свои обязательства все выполняем", – говорит заместитель директора компании по персоналу и общим вопросам Алена Большакова.

Фото: tef.ru

По ее словам, в России не так много производителей, которые работают в этом направлении. При этом она указала на одну общую "болячку" многих старопромышленных предприятий – устаревшее оборудование. У этой проблемы есть один эффективный и быстрый способ решения – средства извне.

Свердловскую область невозможно представить чисто складским и сельскохозяйственным регионом. Это мощный субъект, в жизни которого малое машиностроение играет важную роль, оставаясь не только точкой экономического роста, но и потенциальной золотой жилой для инвесторов.

Артём ПЕТРОВ