В Нижнем Новгороде прошла стратегическая сессия по вопросам развития паллиативной медицинской помощи
Координационный центр по вопросам оказания паллиативной помощи предложено создать в регионе
В Нижнем Новгороде прошла стратегическая сессия по вопросам развития паллиативной медицинской помощи в регионе. Об этом сообщили организаторы мероприятия.
Определить ключевые сложности и обсудить пути решений существующих проблем собрались заместитель министра здравоохранения Нижегородской области Татьяна Коваленко, главные внештатные специалисты по паллиативной помощи взрослым и детям Анна Эделева и Ирина Пескова, представители врачебного сообщества и члены проекта «Регион Заботы» Общероссийского народного фронта: его автор и советник губернатора Нижегородской области Нюта Федермессер, а также руководители направления по развитию паллиативной помощи Анастасия Жданова и Владимир Плеве.
«Работу в Нижегородской области мы начинаем не с нуля — в регионе есть система паллиативной помощи. Существует нормативно-правовая база, программа развития, приказ по организации. Но не очень эффективно работают выездные службы и кабинеты паллиативной помощи. Есть объективные проблемы с доступностью паллиативной помощи в сельских районах. Важно, что сотрудники министерства здравоохранения Нижегородской области заинтересованы в развитии паллиативной помощи в регионе, в том числе с учетом предложений экспертов „Региона Заботы“», — отметила Нюта Федермессер.
По расчетным данным, в Нижнем Новгороде и области около 30 000 человек нуждаются в паллиативной медицинской помощи.
В 2020 году региональное правительство утвердило программу «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Нижегородской области», согласно которой к 2024 году в регионе должны работать 22 отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи (ПМП), 27 выездных патронажных бригад. Доля пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания ПМП, должна составить 100% от всех нуждающихся.
«Этого результата можно достичь, принимая системные решения на государственном уровне, увеличивая объем подготовки медицинских кадров, реализуя действенные программы по привлечению специалистов к работе на селе», — подчеркнула Анастасия Жданова.
Основные проблемы в сфере оказания паллиативной медицинской помощи в регионе, которые озвучили присутствующие на встрече специалисты, — те же, что и в большинстве других регионов страны.
Прежде всего, это кадровый вопрос. Особенно остро ощущается дефицит в удаленных населенных пунктах. Всего четыре врача работают в 22 бригадах на весь регион.
Для решения кадровых проблем совместно с экспертами «Региона Заботы» планируется провести обучение ПМП первичного звена, фельдшеров, врачей-онкологов в больницах и районах, где это особенно необходимо.
Необходимо использовать и все предусмотренные федеральным законодательством возможности по обеспечению максимальной доступности инкурабельным больным сильнодействующих, в том числе опиоидных, анальгетиков. Врачи выездных патронажных служб паллиативной помощи могут и должны выписывать рецепты на лекарственные препараты, в том числе на наркотические и психотропные. Это прямо предусмотрено совместным приказом Минздрава и Минтруда от 31 мая 2019 г. № 345н/372н.
Также по федеральному законодательству в укладку врачей выездных патронажных бригад уже несколько лет можно включать наркотические и психотропные лекарства и рецепты на них. Это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1148 и приказом Минздрава от 1 августа 2012 г. Наличие в укладке сильнодействующих препаратов и рецептов на них позволяет в самые короткие сроки обезболить пациента и сразу выдать родственникам полностью оформленный рецепт, с которым можно идти в аптеку.
Однако в Нижегородской области врачи выездных служб этим возможностями пока не пользуются. Сейчас они только выписывают рекомендательные заключения о назначении таких препаратов. С такими заключениями пациенты и родственники идут в поликлинику, где уже окончательно решается вопрос о назначении и выписке препарата. В этом случае есть вероятность, что инкурабельный пациент может не дождаться необходимого лекарства.
«Кроме того, я убеждена, что в удаленных населенных пунктах должен быть неснижаемый минимальный запас наркотических лекарств, чтобы иметь возможность облегчить тягостные симптомы у тяжелобольного человека как можно быстрее, в день их появления. По аналогии с противошоковой укладкой или укладкой „антиспид“, минимальный запас сильнодействующих обезболивающих препаратов должен быть всегда доступен там, где есть или периодически появляются пациенты, которым требуется обезболивание», — заявила Анастасия Жданова.
Нужно наращивать знания врачей по вопросам лечения тягостных симптомов. Важно, чтобы при выборе лекарств они, руководствуясь клиническими рекомендациями, назначали лекарственные препараты, наилучшим образом подходящие конкретному пациенту, не останавливаясь на формах, удобных исключительно врачу для назначения (например, фентаниловых пластырях).
На стратегической сессии также обсуждался вопрос о создании в регионе методического отдела по ПМП, Координационного центра по вопросам оказания паллиативной помощи. Он сможет решать вопросы планирования объемов паллиативной помощи, маршрутизации пациентов, в том числе из удаленных районов области, где нет паллиативных отделений; оперативно отвечать на запросы населения, работая, как горячая линия; обеспечивать пациентов медицинскими изделиями для использования на дому; планировать и распределять объемы оказываемой помощи. Для эффективного функционирования такого центра также необходимо приступить к созданию единого реестра паллиативных пациентов.
«Мы должны понимать, что объем помощи может вырасти только в случае, если будет устранен дефицит кадров. Но пока решается этот вопрос, мы можем повысить уровень помощи: перейти к оформлению рецептов у постели больного, скорректировать укладку выездных бригад, оснастить лекарственными препаратами отделения сестринского ухода, проработать проблемы в маршрутизации и объединить разрозненные сейчас койки, находящиеся в разных больницах, в одно полноценное паллиативное отделение — это то, что можно сделать в течение полутора-двух лет, имея административную поддержку в министерстве», — заявила Нюта Федермессер.