Войти в почту

Что такое должная осмотрительность. Объясняем простыми словами

Должная осмотрительность — это поиск информации о контрагенте, необходимой для проверки его благонадёжности. Проще говоря, проявление должной осмотрительности — это когда компания или ИП проверяет своих контрагентов прежде, чем заключить с ними сделку. Или перед тем, как подписать договор с партнёром, поставщиком или клиентом. Уделяя внимание такой проверке, предприниматели снижают вероятность судебной тяжбы с ФНС из-за претензий в связях с сомнительными исполнителями. Пример употребления на «Секрете» «Я не понимаю, почему предприниматели не проявляют должную осмотрительность при работе с контрагентами. Это чревато неудобными вопросами налоговой (в большом количестве), потерей времени (в большом количестве) и финансовыми потерями». (Сооснователь онлайн-сервиса для предпринимателей «Кнопка» Евгений Кобзев — об ошибках начинающих бизнесменов .) Нюансы В законах такого термина нет, но это не мешает ему повсеместно встречаться на практике. Формулировка «Должная осмотрительность» впервые появилась в постановлении Верховного суда в 2006 году и с тех пор регулярно всплывает в спорах между налоговиками и представителями бизнеса по поводу доначисленных налогов. Компаниям и ИП приходится быть очень внимательными к контрагентам. Это их обязанность. В ст. 10 Гражданского кодекса есть прямое указание на это: «Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются». В то же время Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» гласит : «Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни». Даже самая ответственная компания, которая работает строго по закону и исправно платит налоги, может столкнуться с претензиями со стороны налоговой инспекции, если свяжется с недобросовестным контрагентом. Чтобы этого избежать, нужно убедиться, что это не фирма-однодневка и не формальное юрлицо, а реальное предприятие, которое действительно исполняет свои особенности и обладает всеми необходимыми ресурсами для выполнения договора. Если действовать «без должной осмотрительности и осторожности», такое сотрудничество может обернуться отказом в вычетах, отменой льгот, доначислением налогов, штрафами, пенями и т.д. Так государство борется с незаконными налоговыми схемами. Даже если компания действительно не знала о том, что контрагент — подозрительный для налоговой, это не влияет на решение суда. Незнание не освобождает от ответственности. Избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, если компания докажет, что сама в схеме не участвовала и со своей стороны сделала всё возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента. Признаки подозрительного контрагента Налогоплательщику, решившему сотрудничать с очередным контрагентом, следует проверить его на легитимность, реальность осуществляемой деятельности и надёжность. В письме от 12 мая 2017 года ФНС указала , что для подтверждения своей осмотрительности необходимо проверить и задокументировать как можно больше информации о партнёре, в том числе: - данные о регистрации и история изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП; - настоящий юридический адрес, который не относится к местам массовой регистрации; - сведения о фактическом местонахождении складских, производственных, торговых и других площадей; - отчёт о финансовой деятельности за последние три года; - связи с лицами, которые имеют отношение к компании, прежде всего собственников и руководителей. Вот примерный список того, что должно насторожить: отсутствие государственной регистрации или регистрация по утерянному паспорту на недееспособное лицо; отсутствие необходимых для ведения соответствующей деятельности разрешений, действующего расчётного счета; отсутствие данных о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП; недавняя дата регистрации фирмы; юридический адрес компании — адрес массовой регистрации; фактическое нахождение не совпадает с юридическим адресом; отсутствие информации о том, где расположен офис компании, её склады, точки продаж, производственные помещения, оборудование, транспорт, персонал; сдача нулевой отчётности или её непредставление; подписание документов по сделке не уполномоченным на то лицом; отсутствие расходов, характерных для ведения деятельности, персонала или основных средств; в руководстве контрагента дисквалифицированные лица; директор контрагента руководит более чем пятью юрлицами; участники контрагента участвуют более чем в десяти юрлицах; негативная информация в СМИ; есть долги по налогам; коды ОКВЭД компании не совпадают с тем, чем она по факту занимается; плохая судебная история: с компанией регулярно судятся партнёры из-за того, что она не выполняет свои обязательства; у контрагента нет ресурсов, чтобы выполнить обязательства по договору; отсутствие собственного сайта и рекламы в СМИ; сделку обсуждали и заключали без участия руководства поставщика и покупателя. Минимальный пакет документов, который нужно получить у контрагента, должен выглядеть так: выписка из ЕГРЮЛ; устав; копия ИНН; документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего документы. Эти данные нужно будет сверить с информацией из открытых источников. В зависимости от ситуации могут понадобиться: сведения о выданных лицензиях, членстве в саморегулируемых организациях и среднесписочной численности; бухгалтерская отчётность с отметкой налоговой инспекции; информация о наличии других ресурсов (оборудования, производственных мощностей, транспорта и т.д.) для выполнения сделки. Все получаемые о контрагенте данные лучше хранить в форме отдельных документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скриншотов страниц онлайн-ресурсов, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей), подшивая их в дело (досье). Проверить контрагента можно самостоятельно в открытых источниках или с помощью специальных сервисов. Статью проверила:

Что такое должная осмотрительность. Объясняем простыми словами
© Секрет Фирмы