"Автоуверенность" в нагрузку, или "Лада Гранта" за 1,7 миллиона
Почему клиенты автоцентра "Алтын" завалили полицию заявлениями о мошенничестве, но расследования не добились
Растет количество заявлений в полицию на деятельность сотрудников казанского автоцентра "Алтын", о котором "Реальное время" рассказывало в июне этого года. Жители столицы Татарстана, "купившиеся" на его рекламу, утверждают, что отдали свои старые автомобили дилеру за бесценок и вдвое переплатили при покупке новых (от заявленной на сайте дилера цены). О методах работы продавцов, дорогой услуге московской фирмы, которую они продают клиентам в "нагрузку" к автомобилю и расследованиях правоохранителей — в нашем материале.
"Гранта" по цене иномарки…
— 30 октября 2021 года мы с родителями приехали в автоцентр "Алтын" на улицу Габишева, — рассказал "Реальному времени" о своих злоключениях Рифат Мингалимов. — Рассчитывали сдать мой старый автомобиль по трейд-ин и купить "Ладу Гранта" по указанной на их сайте цене, за 559 тысяч рублей. Мою "Ладу Калина" 2013 года оценили в 250 тысяч, но сказали, что по документам машина будет стоить 130 тысяч и еще 100 тысяч сделают скидку на новую. Пока мы ждали одобрения банка на кредит, менеджер предложил заключить договор трейд-ин... Мы спросили: сможем ли мы забрать машину, если одобрения не будет? Они заверили, что сможем. И мы подписали эти документы.

Затем, говорит Мингалимов, менеджер предложил оплатить первоначальный взнос — дескать, это станет плюсом для банка при рассмотрении заявки на кредит.
— Мы оплатили. Минут через 10—15 менеджер показал договор, в котором учтена только скидка в 100 тысяч, а стоимость старого автомобиля — 130 тысяч — не учтена. Он стал предлагать дополнительные услуги на 31 тысячу, мы отказались, а они: "Не хотите — уходите". Мы подумали, что 31 тысяча — не такая большая сумма. Согласились. Тогда нас вызвали в другую комнату, сообщили, что кредит одобрен, что машина стоит 490 тысяч, плюс страхование жизни — 250 тысяч рублей, КАСКО на весь срок кредита — 260 тысяч, помощь на дороге — 210 тысяч. То есть в итоге мы платим больше миллиона двухсот тысяч. Мы решили отказаться и попросили вернуть деньги и наш автомобиль. Нам отвечают, что мы продали им автомобиль за 130 тысяч — берите их и уходите. Мы деньги брать не стали, позвонили в полицию, написали заявление о мошенничестве… В отделе полиции № 9 на Сафиуллина нам сказали, что у них очень много таких заявлений.
…и кредит на 9 лет
Другая клиентка, Гульшат Идрисова (фамилия по просьбе женщины изменена) рассказала, как вместо выбранной на сайте Kia Rio 2020 года за 620 тысяч рублей она купила в кредит "Ладу Гранта" за 1 млн 11 тыс. рублей. А банку должна выплатить, согласно графику платежей, 1,696 млн.
— Нам дополнительных услуг, кроме КАСКО и страхования жизни, навязали больше чем на четыреста тысяч: 140 тысяч рублей — какая-то дополнительная финансовая защита, еще 180 тысяч — дополнительное оборудование — парктроники, коврики. Обещали, что потом можно будет от всего отказаться и деньги вернуть. Когда я все документы подписала, мне дали график платежей: 17 тысяч в месяц на 9 лет. А я ведь еще свои 300 тысяч в кассу внесла! на следующий день пошла в салон, хотела вернуть машину — не согласились…
При этом женщина отдала салону старенький ВАЗ-2014 за 90 тысяч. По ее словам, продать машину ее уговорили до подачи заявки на кредит:
— Иначе, говорят, может не получиться. Я говорю, что тогда мы отказываемся, забираем свой автомобиль. А они: "Нет, пишите заявление, юрист рассмотрит, ответим в течение десяти дней".
Интересная деталь: Гульшат рассказывает, что перед тем, как подать заявку на кредит, менеджеры ее предупредили: будут звонить из банков — говорите, что берете Kia sportage. Ясное дело, при выдаче автокредита машина остается в залоге у банка, а реальная стоимость "Лады" никак не тянет на залоговую в миллион!
Идрисова по совету юриста написала заявления в компании, предоставившие "допы" в виде "финансовой защиты" и "помощи на дороге". Первое — московское ООО "Омега" — отказалось возвращать деньги, второе — новосибирское ООО "Автоэкспресс" — пока молчит. Вернуть коврики и парктроники, по словам юристов, невозможно.
— Что делать — не знаю, — говорит Идрисова. — У нас двое детей, ипотека, и вот еще теперь этот долг на меня повесили…
Обязательный кредит и невозвратные "допы"
"Реальное время" позвонило в автосалон от имени потенциального покупателя автомобиля. Консультант по имени Виталий заявил, что низкая цена — только на машины в кредит, на других условиях — дороже. Он обещал все то же, что его коллеги обещали Мингалимову и Идрисовой: трейд-ин, возможность после заключения договора отказаться от кусачих "допов"… Стоп! А вот это уже похоже на непредоставление клиенту полной информации об услуге. Потому что от "допов" не так-то легко отказаться, как показал случай с Идрисовой.
На ее заявление от ООО "Омега" пришел ответ, в котором говорится, что с ней заключен "смешанный договор", а именно "абонентский договор на обслуживание" и "опционный договор на право требования денежных платежей" по кредиту (в случае потери работы, длительного пребывания на больничном, вынужденного пребывания за границей, смерти клиента). И что ООО "Омега" не обязано возвращать деньги, уплаченные по опционному договору, а готово вернуть только 5 тыс. рублей из уплаченных Идрисовой 10 тыс. за абонентские услуги, которые были частично ей уже оказаны — это "проверка кредитной нагрузки, устная консультация по кредитным продуктам, проверка сделки по договору купли-продажи".
Еще 81 тысячу рублей Идрисова заплатила новосибирскому ООО "Автоуверенность" — также по "невозвратному" опционному договору — за то, что эта компания обязуется у нее приобрести кредитное авто по цене, равной общей сумме остатка задолженности, если у нее образуется задолженность (за исключением случаев образования задолженности ввиду обстоятельств непреодолимой силы и случаев, не предусмотренных специальным приложением договора).
И — вишенка на торте: эти дублирующие друг друга "допы", как и условие сдать за бесценок по программе trade-in в кредитном договоре с банком не прописан, что означает лишь одно — они не были обязательными для того, чтобы Идрисовой предоставили кредит на покупку автомобиля.
Прибыльный бизнес
Суда по информации, имеющейся в "СПАРК-Интерфакс", на допуслугах упомянутые выше фирмы весьма успешно зарабатывают. Выручка от продажи ООО "Автоэкспресс" в 2020 году превысила 1,13 млрд рублей, чистая прибыль составила почти 48,4 млн.
Хотя деньги за навязанные продавцами автомобилей услуги этой компании покупатели уже начали взыскивать по суду. К примеру, 10 декабря 2019 года Ленинский районный суд Ставрополя обязал фирму вернуть с хорошими процентами уплаченные за "финансовую защиту" деньги. С клиента по договору взяли около 69 тыс. рублей, а суд обязал вернуть почти 120 тысяч.
В Казани тоже инициированы судебные процессы такого рода. 19 июля 2021 года Арский районный суд вынес решение, по которому покупателю автомобиля, заплатившему 60 тыс. рублей за навязанную автосалоном "Алтын" услугу зарегистрированного в феврале 2021 года ООО "Омега", придется вернуть в общей сложности около 76 тысяч.
И это не единичные случаи, а выбранные наугад из длинного списка судебных дел, инициированных клиентами этих компаний.
"Реальное время" обратилось за комментариями по поводу претензий клиентов к администрации автосалона по электронной почте, указанной на сайте "Алтына" в разделе "контакты". Мы готовы опубликовать ответ по получении. Контактов ООО "Новико", которому принадлежит автосалон, и его директора найти в открытом доступе не удалось.
Следующая "станция" — Киров?
Тольяттинское ООО "Новико", которое работает под вывеской автоцентра "Алтын", берет автомобили для последующей продажи не у завода-производителя, а у посредника — краснодарского ООО "Делион". Согласно сведениям, имеющимся в "СПАРК-Интерфакс", эта фирма зарегистрирована в мае 2021 года, и основной вид ее деятельности — вовсе не торговля автомобилями, а "Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки".

В далеком от Краснодарского края Башкортостане к ООО "Делион" клиенты уже предъявили несколько исков о защите прав потребителей, а сайт компании, ориентированный на жителей Кирова и Кировской области, построен по тому же "манкому" принципу, что и сайт "Алтына". На нем — обещание невероятных скидок и тот же слоган: "Ликвидация — автомобили по ценам 2020 года" с символическим значком пламени.
Молчание полицейских
Автоюрист, к которому клиентка казанского "Алтына" Гульшат Идрисова обратилась, выбрав практически наугад телефон в интернете, первым делом спросил: "Это "Алтын"?". То есть информация о стиле работы сотрудников этого салона достаточно широко распространена.
В отделе полиции "Сафиуллина" его клиентам первым делом говорят, что заявлений на эту компанию поступает множество. Интернет пестрит предупреждениями в стиле: "Не верьте им!".
В УВД Казани "Реальному времени" пока не ответили на вопросы о том, сколько заявлений подано в полицию клиентами "Алтына", сколько расследований по ним проведено, что эти расследования показали.
И никак не объяснили странную историю, рассказанную "Реальному времени" Рифатом Мингалимовым — о судьбе его заявления, в котором он просил полицейских проверить, нет ли в произошедшем с ним признаков уголовного преступления — мошенничества:
— 3 октября мы подали заявление в отдел полиции, а 4-го его передали, как мне сказали, следователю, но следователь сразу ушел в отпуск, и дело передали участковому. Я ездил в МВД, спрашивал, почему так — так там даже дежурный удивился, что дело не следователь будет вести, а участковый… Я не понимаю, зачем на такой уровень дело спускать? А еще я не понимаю, почему эта фирма процветает? Сколько жалоб — и ничего…
А действительно — почему? Мы готовы опубликовать комментарий представителей полиции — ждем ответа на запрос.
Безнадежное дело?

По его словам, покупателя могут долго держать в салоне, чтобы он потерял бдительность и согласился на все — особенно это касается иногородних, которые сдали машину в трейд-ин: "Ночевать негде, ехать домой не на чем". Могут подписать с ним один договор, а потом принести другой — подменить листы внутри, ведь подпись стоит не на каждом. Могут поклясться в чем угодно, а потом отрицать (но против этого можно устоять, если записать обещания на телефон — аудио- или видеозапись принимается в суде).
— В опционных договорах часто указывается срок в 2 недели — это как раз отведенное законом "время охлаждения", — рассказал он. — Пока клиент оформляет отказ от дополнительной услуги — время вышло, ему ничего не вернут. Или новая фишка появилась — компании заключают между собой договор цессии. Если в договоре с клиентом такая возможность прописана, то потом трудно взыскать деньги — права и обязанности уже переданы другой фирме. А автосалон с каждого такого дополнительного договора имеет процент, и свою долю получает менеджер, который работал с клиентом.