Что такое компании-газели. Объясняем простыми словами
Компании-газели — фирмы, которые в течение нескольких лет показывают серьёзный устойчивый рост. Термин «газели» взят из работы американского экономиста Д. Берча. В труде «Кто создаёт рабочие места?» он выделил три типа фирм: слоны (устоявшиеся корпорации), мыши (малый бизнес) и газели. Газелями экономист назвал новые быстроразвивающиеся компании. Пример употребления _«Компания "Антей" — из разряда крупных "газелей", занимается она ловлей и выращиванием морепродуктов. Кроме того, что она крупная (оборот в 2016 году, по данным СПАРК, 2,5 млрд рублей, 16–100% роста в последние четыре года), она относится к категории "пищевая спираль роста", то есть к компаниям, которые оседлали волну роста всего продовольственного комплекса России. Это одно из двух выраженных направлений роста для новых "газелей", где и они поддерживают друг друга, и государственная политика готова прислушиваться к их интересам». _ (Журнал «Эксперт» — об исследовании быстрорастущих компаний России.) Нюансы Фирмы-газели названы так, потому что газели способны не только развивать высокую скорость, но и поддерживать её на длинных дистанциях. Согласно исследованиям, большинство газелей относят к малому и среднему бизнесу. Их главный признак — быстрый рост. За короткие сроки маленькие фирмы превращаются в средние и крупные предприятия, не теряя при этом динамики развития. Чтобы успешно конкурировать с крупными игроками рынка, газели часто занимают довольно узкую нишу, чтобы в чём-то одном быть самыми лучшими и иметь конкурентные преимущества. Британские исследователи из Университета Ланкастера дали такую характеристику фирмам-газелям в своём отчёте: _«... быстроразвивающиеся фирмы разнообразны в своих особенностях. Они могут быть как большими, так и маленькими, новыми или старыми. Они часто находятся в новых, основанных на технологии секторах, но могут также работать и в отраслях промышленности, традиционно рассматриваемых как замедляющиеся. Кроме того, их география широко распространена — они имеют тенденцию находиться в обычных для ведения бизнеса местах вместо того, чтобы располагаться в наиболее быстро растущих городах». _ Иными словами, ярких черт, характеризующих структуру, размер, отрасль или географическое положение газелей, исследователям выявить не удалось. Фирмы-газели называют покорителями "голубых океанов" — свободных рыночных ниш. Факт Газели вносят весомый вклад в экономику всей страны, в первую очередь создавая новые и новые рабочие места. Яркий пример того, как всего одна фирма-газель оказала влияние на экономику всей страны, — Nokia Corporation. По оценкам некоторых экспертов, прирост продаж Nokia в период с 1996 по 2000 год, составивший 23,8 млрд евро, обеспечил половину прироста валового внутреннего продукта Финляндии и помог стране совершить переход к наукоёмкой структуре хозяйства. Статью проверил: