Войти в почту

Трудовые ресурсы: ИП разрешат «пахать» на осужденных

Осужденные к принудительным работам россияне смогут трудиться у индивидуальных предпринимателей (ИП), а не только в организациях, как это предусмотрено законом сейчас. Соответствующий законопроект разработал Минюст.

Трудовые ресурсы: ИП разрешат «пахать» на осужденных
© Свободная пресса

По информации ФСИН, от ИП поступают предложения трудоустраивать осужденных на позиции грузчиков, дворников, разнорабочих, парикмахеров, швей, поваров, водителей, слесарей, сварщиков, каменщиков, маляров, плотников, кладовщиков и даже менеджеров.

Принудительные работы не следует путать с обязательными работами. Первые, являясь альтернативой лишению свободы, оплачиваются. Хотя из заработка может быть удержана та или иная сумма. В советский период принудительные работы в народе называли «химией».

Наряду с расширением сферы использования принудительного труда, Минюст в своем законопроекте прописал дополнительные поблажки для заключенных, направленные на смягчение их пребывания за решеткой: новые возможности выхода по УДО, меры по организации досуга и т. д.

Отрицать гуманизацию отношения российского государства к заключенным невозможно. За последние 20 лет контингент колоний сократился вдвое. Все чаще применяются наказания не связанные с лишением свободы, вроде принудительных работ, штрафов, разных ограничений.

Вот только целью всех этих мер, кажется, является не только гуманизм, но и нежелание государства тратить на осужденных дополнительные средства. А еще лучше – зарабатывать на них, принуждая к труду в той или иной форме. Зеки – это трудовой ресурс, считают власти.

Государство сейчас системно внедряет меры для их эксплуатации. В Минюсте обещают, что к 2030 году работой будут обеспечены 100% осужденных, приговоренных к принудительным работам. Правда, уточнили, что все осужденные будут работать добровольно и получать зарплату.

Процесс этот активно развивается. В Новосибирске приговоренных к принудительным работам направили на строительство ледовой арены для Молодежного чемпионата мира по хоккею. Они убирают и облагораживают территорию вокруг стройки. Добровольно или нет – неизвестно.

По закону заключенные, отбыв определенный срок, имеют право подать заявление на замену остатка срока лишения свободы на принудительные работы. Расширение практики трудоустройства позволит ФСИН, например, по договоренности с бизнесом, переводить их туда на работу.

Глава ФСИН Александр Калашников уже предложил использовать заключенных в тех сферах, в которые обычно привлекаются трудовые мигранты. Силами зеков собираются расширять БАМ и Транссиб. И не факт, что набирать будут только добровольцев. Неужели привлекут криминальных «авторитетов»?

Кому-то из зеков замена неволи трудовой повинностью покажется за счастье, а кто-то хотел бы отсидеть, а не кормить комаров в тайге. Похоже, слова старой блатной песни вновь становятся у нас актуальными: «Долбить кайлом, возить породу тачкой / Мы это дело перекурим как-нибудь».

Бывший заключенный Юрий Староверов видит в предложении Минюста рациональное зерно.

– Как правило, принудительные работы дают тем, кто уже где-то трудоустроен. У нас одному пацану их присудили, так у него с зарплаты просто 15% забирали. Если места работы нет, суд, может назначить и обязательные работы (бесплатные общественно полезные работы — авт.). В этом смысле подключение ИП-шников чуть облегчит ситуацию.

Расширение перечня возможных мест для принудительных работ позволит судам приговаривать к ним тех, кто трудоустроен у ИП-шников и им не придется идти в исправительные центры, где заставляют собирать «бычки». Они не потеряют свое основное трудоустройство, сохранят зарплаты, не будут зависеть от волюнтаризма начальников исправительных центров. Это плюс.

Кроме того, многие «заезжали» к нам в колонию-поселение из-за того, что они не смогли отработать обязательные работы. Потому что в центрах начальники не идут навстречу, постоянно считают часы. А это бред – в реальной экономике люди часто не могут работать за зарплату в одном месте, да еще и отрабатывать в другом. Поэтому расширение пространства для принудительных работ – благо.

Было бы круто, если бы и обязательные работы разрешили у ИП-шников отрабатывать.

Экономист Дмитрий Потапенко считает принудительный труд не производительным.

– Есть достаточное количество предпринимателей, которые организуют свой бизнес не только в форме ООО, но и в форме ИП. Но я не думаю, что запрос со стороны ИП на такого рода специфических работников большой.

«СП»: - Почему?

- Привлечение осужденных к принудительным работам вряд ли эффективно. Любой принудительный труд может быть только крайне примитивным: убрать, принести, отнести. Причем без доступа к материальным ценностям. Ни один здравомыслящий бизнесмен не отдаст материальные ценности человеку, за которым имеется правонарушение.

По моему убеждению, труд не может быть наказанием ни при каких обстоятельствах. Фундаментально, труд должен быть потребностью. Если такой потребности у человека нет, то дисциплинировать его или наказывать трудом неприемлемо.

«СП»: - Это уже ближе к философии, но в стране катастрофически не хватает рабочих рук. Можно ли порицать чиновников за попытку исправить это положение?

- Российская проблема немного в другом – в структурной безработице. Это когда в стране 12 млн. вакансий, 6 млн. безработных, а на работу взять некого. Если наши власти продолжат строить примитивную экономику – перекладывать четвертым слоем одну и ту же плитку, то мы по-прежнему будем находиться в петле: нам нужны крепкие ребята, которые могут «плитка положить», «дверка покрасить» и т. п.

Но если однажды будет взят курс на высокопроизводительную экономику, то у нас появятся рабочие места. Хотя часть их могут занять тоже иностранные специалисты, потому что технологически мы отстали очень сильно. Но с примитивной экономикой будет покончено.

Правда, для этого первые лица государства должны превратиться, по сути, в коммивояжеров, которые навязывают политическими методами в развитых странах товары и услуги.

По словам руководителя исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru Натальи Головановой, спрос на рабочие руки в стране очень высокий.

- Все позиции квалифицированных и даже неквалифицированных рабочих сейчас в стране крайне востребованы. Связано это с тем, что, во-первых, уехали многие трудовые мигранты, а во-вторых, во время пандемии приостановка строительства привела к тому, что большинство рабочих нашли себе работу в других местах, где платили зарплату и не торопятся возвращаться. И, наконец, пандемия выявила бешеный спрос на курьеров, которым в Москве могли платить выше 100 тысяч рублей в месяц. Причем, и раньше, до пандемии, не было переизбытка квалифицированной рабочей силы. В результате многие работодатели сейчас готовы и помогать с оформлением документов, и предоставлять жилье, и чуть ли не оплачивать фитнес.

«СП»: - Неудивительно, что они готовы нанимать даже осужденных к принудительным работам. Насколько велика доля ИП среди работодателей?

- Среди тех, кто подбирает персонал на крупных сервисах, ИП достаточно много, так как они имеют высокий диапазон возможностей. Поэтому достаточно много субъектов экономической деятельности действуют в рамках именно этой организационно-правовой формы. Хотя в последнее время часть тех ИП, кто работал только на себя, переходят в самозанятые. Но то, что на рынке доля маленьких компаний гораздо больше, чем больших – это очевидно. Значительная доля из них – ИП.

Тему обобщил член Совета по правам человека при президенте РФ Игорь Каляпин.

- Вопрос не в том, можно ли использовать труд осужденных на тех или иных работах, будь то «стройки века», работа на предпринимателей или на госпредприятиях, которые находятся рядом с колониями. Можно, нужно и даже желательно. Вопрос в том, как это будет организовано. Если при этом будут создавать нормальные условия для труда, то все это хорошо.

Потому что сейчас проблема колоний в том, что осужденные, которые хотят работать – а их большинство, не могут никакой работы получить. А если работа есть, то, как правило, это низкоквалифицированная, на которой невозможно заработать нормальных денег для покупки продуктов, сигарет, погашения исков. Кроме того, они не могут получить профессию, которая им пригодилась бы на свободе. Годами пришивают левый рукав к полицейской куртке. Поэтому чем больше появится разных видов труда, тем лучше.