Войти в почту

Новые проблемы судоходной отрасли

Мария Волкова - Специалист морской отрасли, директор Moore ST . Пандемия СOVID-19 внесла серьезные коррективы в тенденции развития отрасли судоходства, которая столкнулась с множеством проблем в первые 3 квартала 2021 года. Наибольшие трудности возникли в торговле, логистике и туризме, включая круизные лайнеры; с паромами, рефрижераторными судами, автовозами и офшорным сектором. Пандемия и перевозки В сентябре 2021 года быстро растут тарифы на контейнерные перевозки, в значительной степени за счет спроса на импорт контейнеров со стороны США. Владельцы контейнеровозов принимают высокие фрахтовые ставки с соответствующими высокими фрахтовыми ставками для грузоотправителей. Рост рынка насыпных и навалочных грузов также стал рекордным, отчасти благодаря инфляции, вызванной денежно-кредитной политикой, введенной в ответ на пандемию, а также высокими ценами на сырье в результате краткосрочного давления на цепочки поставок. В это же время до рекордно низкого уровня упали ставки фрахт танкеров, снизившиеся в связи с введёнными ограничениями на передвижение и глобальным сокращением потребления топлива. Ограничения, введенные в связи с пандемией, привели к нарушению правил смены экипажа; многие моряки не смогли покинуть свои суда, как планировалось. Их бедственное положение привлекло внимание широкой общественности к проблеме прав человека в море. С момента начала пандемии COVID-19 в контрактах увеличилось количество положений об инфекционных заболеваниях, были пересмотрены положения о форс-мажорных обстоятельствах. Балтийский и международный морской совет (BIMCO) выпустил «COVID-19: положение о смене экипажа для тайм-чартеров», допускающее некоторые отклонения в отношении смены экипажа в море, а также возможность фрахтователям вносить свои коррективы в стоимостные показатели. Тренд на автономные суда Интерес к автономным и дистанционно управляемым судам продолжает набирать обороты: полностью беспилотные суда, суда дистанционного берегового управления, суда с автоматизированными процессами и системами поддержки принятия решений — все это перспективное будущее. Преимущества автономных судов для морской отрасли очень привлекательны. Суда без экипажа не только сокращают расходы на заработную плату и административные затраты, но также являются примером высокоэффективной модернизации: за счет сокращения экипажа можно упростить конструкцию судов и создать больше места для груза. В дополнение автономность судов дает возможность уменьшить количество человеческих ошибок, на которые в настоящее время приходится от 75% до 96% инцидентов и несчастных случаев. Кроме того, автоматизация помогает сократить расходы на страхование, а также в значительной мере решить проблему, связанную с морским пиратством. Несмотря на очевидную привлекательность, все еще существует множество проблем, которые необходимо решить, прежде чем внедрять процессы автоматизации в работу. Например, стоит учесть факторы риска с возможными технологическими сбоями и несоответствиями. Киберугрозы также могут выступать в виде новых формы пиратства. Развитие автоматизированных технологий создаст и новых участников рынка: помимо судовладельцев, фрахтователей, банков и страховых компаний, появятся поставщики автономных систем, береговые операторы, контролирующие суда, и многие другие. Электронные коносаменты Пандемия COVID-19 ускорила цифровую революцию и возобновила интерес судоходной отрасли к более широкому внедрению электронных коносаментов (e-Bills). Электронные коносаменты в настоящее время используются только в закрытых системах. Через специальные платформы сторонами подписывается свод правил, устанавливающий конкретную форму обмена электронной документацией, согласно которой подписчики соглашаются с тем, что использование такой документации должно отражать положение закона, как если бы это были бумажные документы. Само собой разумеется, у этого есть существенные ограничения: если подписчик на электронной торговой платформе заключает сделку со стороной, которая на такую платформу подписки не имеет, сделка состояться не сможет; сторонам придется пользоваться бумажной документацией. В настоящее время Международной группой клубов P&I одобрено семь таких платформ. Клубы обеспечивают покрытие обязательств, в случае если электронные счета выставляются на данных платформах, но с условием, что такая ответственность также возникла бы по бумажному счету. Использование электронных коносаментов потенциально подвергает пользователей рискам взлома, электронным кражам, вирусов и т.п. Традиционно подобные случаи не покрываются P&I-клубами и должны быть застрахованы отдельно. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Новые проблемы судоходной отрасли
© Инвест-Форсайт