В России отсутствует реальный контроль качества перевозки продуктов питания
«Часто можно услышать, что розничные сети контролируют соблюдение температурных условий. На самом деле, как правило, это касается только прямых поставок продукции от производителя или от ближайшего логистического центра до розничного магазина. Реальность такова, что производитель в целях реализации передает свою продукцию независимому юридическому лицу, которое осуществляет поставку и которое, в свою очередь, нанимает другие юридические лица в рамках осуществления конкретных операций перевозки, временного хранения, перегрузки продукции. В этой ситуации речь о контроле температурного режима продуктов питания в рамках всей цепь поставки, как правило, не идет», - сообщил Михаил Синев.
Мелкие региональные сети зачастую относятся к соблюдению температурных условий весьма некритично. В крупных сетях данной проблеме уделяется внимание исключительно при наличии требований федеральных органов, однако эти требования несистемны. Отсутствуют единые требования к освидетельствованию рефрижераторных вагонов и контейнеров, специализированного автопарка и транспортно-логистических центров по теплотехническим параметрам с учетом старения, отметил президент АСОРПС.
«На автотранспорте, по нашим сведениям, только 25-30% специализированного парка освидетельствовано. Это мало. К тому же, как и на железной дороге, процветают перевозки скоропортящихся пищевых продуктов в обычных тентованных кузовах безо всякой защиты от внешнего температурного воздействия. И ключевым здесь является даже не само ухудшение качества продуктов питания, а то, что оно неконтролируемо. Следовательно, интересы потребителя никак не защищены. Каждый год после физической порчи утилизируется скоропортящаяся продукция на сотни миллиардов рублей», - добавил эксперт.
Для формирования эффективной системы управления оборотом скоропортящейся пищевой АСОРПС предлагает создать закон «О непрерывной холодильной цепи», а в качестве «компетентного координирующего органа» назначить Минсельхоз России.
Документ предполагает разработку программы развития и нормативного обеспечения непрерывной холодильной цепи в области хранения, транспортирования и реализации скоропортящихся пищевых продуктов, а также требований к специализированным ресурсам (складам, терминально-логистическим центрам, транспортным средствам и контейнерам, оборудованию для розничной продажи) при обороте продукции, требующей поддержания заданных температурных условий.
Участники конференции предложили направить обращение в Минсельхоз России о создании межведомственной рабочей группы для разработки проекта федерального закона о НХЦ с учетом лучших международных практик.