Кто такой стейкхолдер. Объясняем простыми словами
Стейкхолдер — лицо (или организация), заинтересованное в проекте или имеющее возможность оказать на него влияние. С точки зрения теории стейкхолдеров организация или проект существуют в среде, которая представляет собой различные группы интересов. Причём заинтересованные стороны могут влиять на работу компании как положительно, так и отрицательно (например, это конкуренты). Поэтому важная часть управления организацией — выстраивание стратегии работы со стейкхолдерами. В первую очередь это подразумевает выявление всех возможных заинтересованных сторон, оценку их влияния на проект и продумывание того, как удовлетворить их интересы. Пример употребления на «Секрете»: «Российские публичные компании не отличаются открытостью. Информация о вознаграждении независимого директора компании гарантированно публикуется только теми, кто имеет листинг на западных биржах. Поэтому возможности составить собственное мнение о независимости члена совета директоров у инвесторов и других стейкхолдеров весьма ограниченны. Для того чтобы понять реальное положение дел, надо проводить целое расследование». (Советник по финансам и стратегии Светлана Радченко — в колонке о том, почему в России мало действительно независимых советов директоров). Нюансы Круг стейкхолдеров может быть очень широким, в зависимости от специфики проекта и организации. Обычно их делят на две группы: - внутренние (участники проекта, спонсоры, инвесторы, учредители); - внешние (клиенты, заказчики, инспекторы, государственные органы, поставщики, жители близлежащих территорий, представители общественности). Факт Американский учёный Рассел Акофф включал в круг стейкхолдеров даже будущие поколения. Он считал, что менеджеры компаний не должны принимать решений, которые потом ограничат выбор представителей следующих поколений. Практика С ростом популярности ESG-тематики и телекоммуникационной революцией круг стейкхолдеров серьёзно расширился. Теперь в их число можно включить различных лидеров мнений, экоактивистов, журналистов, которые своей деятельностью могут сформировать положительное или негативное мнение о товарах бренда и повлиять на его продажи и даже реализацию проекта. Например, китайская компания «АкваСиб» в 2018–2019 годах начал строительство завода по розливу воды на Байкале. Проект прошёл все согласования, но инициаторы не стали работать с общественным мнением, что привело к скандалу , вниманию активистов и политиков федерального уровня, в результате чего власти региона после завуалированного указания премьера были вынуждены в судебном порядке признать строительство завода незаконным. Причём вклад в провал проекта внесли люди, которых инициаторы вообще изначально не воспринимали в качестве стейкхолдеров: Сергей Зверев, Виктория Боня, Елена Летучая, а затем и Дмитрий Медведев высказали своё достаточно однозначное мнение по проекту. Статью проверил: