Войти в почту

Парадокс: возить дешевый бензин на Дальний Восток слишком дорого

Ситуация, которая сейчас складывается с ценами на топливо в ряде регионов ДФО, просто ужасает. Так, например, в Забайкальском крае стоимость одного литра уже перешагнула отметку в 60 руб. Однако, возить дешевый бензин в дальневосточные региона удовольствие не из дешевых, сообщает KONKURENT.RU.

Парадокс: возить дешевый бензин на Дальний Восток слишком дорого
© Konkurent.ru

Уже сейчас стоимость бензина в Забайкалье одна из самых дорогих в регионе. На ряде заправок края 98-й бензин продается уже по 64 рубля. К слову, в Москве стоимость бензин АИ-92 составляет всего 46,7 руб., а АИ-95 – 50,9 руб. (данные сайта azsprice.ru).

Цена на топливо, например, в Челябинске, немного иные, уже повыше, чем в столице. Так, АИ-95 здесь обойдется автовладельцам в 48 руб. за литр.

По данным информационного сайта petrolplus.ru, средняя цена на топливо в Забайкалье примерно на 6-9 рублей выше, чем в среднем по России: (petrolplus.ru). Да и на Дальнем Востоке цена на бензин в крае одна из самых высоких, и в Чите, в Агинском она выше, чем в Улан-Удэ или Онохое.

Для такого разрыва цен на бензин есть свои причины, которые существуют уже много лет и всем известны. Корень проблемы - слабая топливная инфраструктура ДФО, которая досталась в наследство от советских времен.

Сегодня на весь Дальний Восток работают только два нефтеперерабатывающих завода. Это Комсомольский (входит в «Роснефть») и Хабаровский (ХНПЗ, принадлежит «Независимой нефтегазовой компании» (ННК) Эдуарда Худайнатова). В том случае, если хотя бы одно из этих предприятий останавливается даже на плановый ремонт и не в сезон, происходит если не катастрофа, то топливный кризис в целом регионе страны.

Так, в середине января закрылся на ремонт Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Производство бензина остановилось примерно двух тысяч тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95 в сутки. Это привело к тому, что к концу января по всему Дальнему Востоку стал ощущаться настоящий дефицит топлива. Как следствие – очереди на АЗС, рост стоимости литра бензина, а следом и цен на такси.

Чтобы решить возникшую кризисную ситуацию пришлось вмешаться федеральному правительству и помогать региону и поставками топлива из Росрезерва. Это значит, что топливо бралось из неприкосновенных запасов, хранящихся на случай природных катаклизмов или войны.

Спорить с тем, что любые непредвиденные форс-мажорные ситуации на любом из нефтеперерабатывающих заводов ДФО приведет к системному топливному кризису по всей территории Дальнего Востока, бессмысленно. Это очевидный факт.

«И если один из них уходит с рынка - ремонтируется или по каким-то другим причинам, сразу возникает дефицит топлива», - объяснял директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

С точки зрения государственной безопасности наличие всего двух НПЗ на такую большую территорию, которой является ДФО, неэффективно.

При этом даже эти предприятия не производят того количества топлива, которое необходимо для удовлетворения потребностей ДФО в топливе на 100%. Сейчас оба НПЗ способны справиться с этой задачей только на половину.

Остальное топливо поставляется из Сибири. Но стоимость переброски бензина, дизтоплива и прочих нефтепропродуктов очень высока, ведь железнодорожные тарифы не субсидируются. Складывается парадоксальная ситуация — на Дальний Восток дорого возить дешевый бензин!

Это, конечно, проблема не новая. Новые меры решения этого вопроса предлагаются регулярно.

Одна из последних таких мер – для частичного снижения железнодорожных тарифов Минэнерго России разработало проект постановления правительства, который предусматривает предоставление РЖД субсидий из федерального бюджета на перевозку топлива в регион. Предложение было еще в 2020 году, однако мера до сих пор не реализована: до сих пор непонятно, за чей счет будут снижаться тарифы, у кого будут убытки и как их восполнять.

Напомним, что попытки снизить стоимость топлива в регионе предпринимаются регулярно. Так, еще в 2013 г. бывший заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин предложил решить проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке с помощью поставок бензина из Южной Кореи. Согласно его заявлению, в Южной Корее имеются избытки бензина и мощностей по его производству, а Россия имеет избыток дизтоплива, которое дефицитно в Европе.

Также поступало предложение от бывшего губернатора Приморского края Владимира Миклушевского о строительстве в Находке нефтехимического комплекса. По его мнению этот шаг способен снизить цены на бензин в Приморье.

«Строительство в регионе нового НПЗ действительно может помочь решить проблему кардинально. Только строить надо в Забайкальском крае», – заявил руководитель Национального фонда «Русский Север» Юрий Григорьев.

Григорьев уже обратился к руководству нефтяной компании «Роснефть» с предложением рассмотреть вопрос строительства на территории края современного нефтеперерабатывающего завода, который должен обеспечить потребности забайкальцев в недорогом топливе. Кроме того, новый НПЗ даст возможность создать новые рабочие места и добавить налогов в бюджет Забайкальского края.

При этом новый НПЗ станет лишь частью разработанной экспертной командой программы по решению топливной проблемы не только в Забайкалье, но на территории от Якутска до Южно-Сахалинска.

Кроме того, по мнению Григорьева, следует субсидировать из федерального бюджета стоимость транспортировки топлива, и внести в Бюджетный кодекс изменения с целью введения пониженной ставки налогов на ГСМ в тех регионах, где цена превышает среднероссийский уровень

Программа также предполагает создание социальных АЗС для малообеспеченных граждан: пенсионеров, жителей села и многодетных семей. Такая мера может стать государственно-частной программой, реализованной как за счет госбюджета, так и за счет средств социально ответственных корпораций.

Забайкальский край выбран не случайно для строительства нового НПЗ. Дело в том, что здесь не только самый дорогой в России бензин, но и одни из самых высоких в стране цен на продукты питания. Снижение стоимости топлива приведет и к снижению стоимости доставки товаров народного и промышленного потребления, позитивно повлияв на край в целом, позволит повысить в регионе уровень жизни.

Каким образом отреагировала компания «Роснефть» на предложение Григорьева пока неизвестно. Однако, для самой компании проект Забайкальского НПЗ, может быть и не самый экономически прибыльный, зато прекрасно работает на заявляемые компанией цели ответственного поведения перед государством, следования принципам ESG ( набор стандартов деятельности компании, в экологической, социальной и корпоративной сферах, следование принципам существенно повышает инвестиционную привлекательность компании). Это значит, что «Роснефти» этот проект может стать имиджевым, а для государства и региона он будет, несомненно, выгодным.

Новое предложение руководителя Национального фонда «Русский Север» Григорьева является современной интерпретацией идеи улучшения топливной конъюнктуры края. Такой подход к проблеме является продуманным, обоснованным и действительно может принести свои плоды, которых так долго ждал целый регион.

Государственно-частное партнерство действительно может сработать на примере Забайкалья, так как там воедино сложились все необходимые факторы – необходимость поднимать уровень жизни, развивать производство в самом регионе и решать проблему топливообеспечения всего Дальнего Востока. Вполне возможно, что на такой подход стоило бы обратить внимание всем регионам ДФО, поскольку реализация идеи Григорьева повлияет и на их развитие экономическим «эхом» от Забайкалья.