Законы экспорта: как московские производители покоряют Европу
Московские товары можно встретить практически в любой стране, в том числе и на полках европейских магазинов. Столичные производители экспортируют продукцию во все государства Евросоюза, но основная часть поставок приходится на Германию, Италию, Нидерланды и Финляндию.
«Москва показала рекордные экспортные результаты в страны Евросоюза в первом квартале этого года. Так, экспорт столичной несырьевой неэнергетической продукции на европейский рынок составил 1,6 миллиарда долларов США, что на 46,2 процента выше показателей аналогичного периода прошлого года. Столицу можно считать драйвером развития экономических взаимоотношений с Евросоюзом — на нее приходится половина от торгового оборота России с Европой», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Согласно аналитическим данным центра поддержки и развития экспорта «Моспром» в первом квартале этого года товарооборот Москвы и стран-участниц Европейского союза вырос на два процента и достиг 27,46 миллиарда долларов.
От органической косметики до интегральных схем
Евросоюз, конечно, единое экономическое пространство, но у каждой страны существуют свои предпочтения в выборе товаров. В Италию Москва направляет много иммунологических препаратов, в частности БАДов. А в Нидерланды в большом количестве экспортируется телекоммуникационная аппаратура, например наушники, динамики, микрофоны. В Финляндию в основном поставляют компьютерные блоки.
Лидирует в экспорте в страны Евросоюза промышленная продукция. Только за первые три месяца 2021-го московские производители поставили в Европу промышленных товаров на 1,57 миллиарда долларов.
Наибольшим спросом у европейцев пользуются продукция химической промышленности, механическое оборудование, электроника и продукты вторичной переработки. Среди последних лидерами являются полипропилен, полиэтилен, а также электроника для промышленной техники.
По мнению руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александра Прохорова, Москва может предложить европейцам высокотехнологичные товары. В частности, комплектующие для электронной промышленности и автомобилестроения — интегральные схемы, карточки с чипами и аналогичную продукцию микроэлектроники.
Он считает, что стоит обратить внимание и на относительно новое направление — органическую косметику. Московские производители давно обосновались на европейском косметическом рынке, однако именно органика имеет сегодня высокий потенциал для экспорта. Уже сейчас органическую косметику из Москвы экспортируют в Латвию и Литву, Польшу, Германию и Нидерланды.
Экспортные перспективы
В ближайшие годы приоритетными странами для развития московского экспорта будут Германия, Польша, Австрия и Словения — на протяжении последних трех лет они демонстрируют стабильно положительную динамику.
«С начала 2021 года Москва нарастила экспорт несырьевых товаров в большинство стран Евросоюза. Такая тенденция говорит о расширении экспортной деятельности столичных компаний на европейских рынках, что в свою очередь повышает узнаваемость бренда московской промышленности и лояльность европейских покупателей», — отметила Наталья Шувалова, генеральный директор центра «Моспром».
Поддержка поставщиков
Европейский рынок — одно из стратегических направлений, куда специалисты центра «Моспром» помогают выйти столичным компаниям. Среди предприятий, которые уже экспортируют в Евросоюз, — производители литийионных аккумуляторов, досмотрового оборудования, волоконно-оптических измерительных трансформаторов тока, оборудования для переработки какао и шоколада и другие.
Некоторым из них выйти на европейский рынок помогла байерская программа центра «Моспром». За последний год прошли четыре бизнес-миссии: в Германию (для экспортеров агропромышленной продукции), в Италию (для экспортеров косметической продукции), а также в Венгрию и Чехию (для промышленных производителей). Например, после бизнес-миссии в Чехию столичная инжиниринговая компания подписала соглашение с местным дистрибьютором на поставку литийионных аккумуляторов.
Центр «Моспром» бесплатно оказывает индивидуальную поддержку столичным компаниям-экспортерам промышленной и агропромышленной продукции. Эксперты центра помогают производителям в поиске контрагентов и проведении переговоров с потенциальным зарубежным покупателем, а также обеспечивают им участие в международных выставках и бизнес-миссиях. Кроме того, «Моспром» анализирует целевые рынки для столичных производителей.
Внешнеторговую активность столичных компаний также поддерживает Московский экспортный центр (МЭЦ). Его специалисты помогают экспортерам готовить документы на получение субсидий и грантов и проводят персональные аналитические исследования зарубежных рынков. МЭЦ организует зарубежные бизнес-миссии, которые помогают в продвижении столичной продукции за рубежом. Например, сейчас открыт прием заявок для участия в бизнес-миссиях во Франции и в Финляндии.
Повышать узнаваемость столичных брендов также помогает программа «Сделано в Москве». Она действует с 2016 года и позволяет экспортерам бесплатно представлять свою продукцию на российских и зарубежных выставках под единым брендом Made in Moscow. Только в 2020 году, несмотря на пандемию, более 500 московских предприятий участвовало в 27 ведущих зарубежных выставках. А на деловых встречах удалось заключить свыше 30 экспортных контрактов.