Войти в почту

Безопасный онлайн: как в ЕАЭС следят за качеством продукции на электронных торговых площадках?

В Евразийском союзе меняются правила электронной торговли. Что делают власти, чтобы обеспечить качество и безопасность товаров, продающихся онлайн, телеканалу «МИР 24» рассказал министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко.

Безопасный онлайн: как в ЕАЭС следят за качеством продукции на электронных торговых площадках?
© Мир24

- Как евразийские власти контролируют качество и безопасность товаров, продающихся онлайн?

Виктор Назаренко: Сегодня объем продаж через электронную торговлю значительно вырос, и он растет дальше. Если в 2019 году это было приблизительно 8,8 млрд долларов, то уже в 2020 году он вырос больше чем на 10%, и к 2030 году будет составлять 14 млрд долларов. Это очень большие объемы, поэтому ЕЭК, уполномоченные органы стран готовятся к тому, чтобы работать в таких условиях.

У нас двойная задача. С одной стороны, важно, чтобы товар был безопасен. С другой стороны, важно, чтобы этот механизм работал без задержки, чтобы торговля шла достаточно оперативно, поэтому комиссия работает по двум направлениям. С одной стороны, отработать механизм таможенного регулирования, с другой – механизм технического регулирования. Тот механизм, который сегодня выстраивается, выглядит приблизительно таким образом: будет сформирован перечень чувствительных товаров, которые должны быть обязательно подтверждены документами о том, что такой товар безопасен, и вторая часть – остальные товары попадают под сферу уведомительного подтверждения, то есть электронная площадка заявляет о том, что у производителя имеются все документы о безопасности, электронная площадка выступает гарантом безопасности товара.

Такие механизмы отрабатываются, мы реализовываем пилотный проект до конца 2022 года на примере игрушек. Мы выбрали такой вид продукции, потому что он очень распространенный. По результатам будут внесены изменения в договор, будет отдельный раздел, который касается электронной торговли, и принят целый ряд документов второго уровня. Мы надеемся, что будем идти в ногу со временем, и мы не сдержим процесс развития электронной торговли, но обеспечим нашего потребителя безопасными товарами.

- Какая продукция является наиболее проблемной с точки зрения соответствия техрегламентам ЕАЭС? Есть ли механизм быстрого реагирования на опасную продукцию во всех странах Союза?

Виктор Назаренко: Защита рынка и потребителей от опасной продукции – это важнейшая задача, которую мы вместе с уполномоченными органами реализовываем. Сегодня эта защита включает два основных элемента. С одной стороны, выдача разрешительных документов, с другой – надзор на рынке. Сегодня надзор за техническими регламентами в наших странах осуществляют 27 уполномоченных органов.

Эффективность разная, потому что стороны приняли ряд решений о моратории на надзор, взаимодействие и его эффективность тоже достаточно разные. Мы сегодня работаем в рамках «Рекомендаций по взаимодействию надзорных органов», чтобы оперативно реагировать на любые аспекты. Надзорные органы многих стран работают достаточно активно.

На примере Республики Беларусь. В первом полугодии 2021 года было запрещено к реализации 900 видов продукции, приостановлено действие около 600 документов об оценке соответствия. Это пищевая продукция – она занимает первую строчку по замечаниям и несоответствиям, которые обнаруживаются. Второе место занимает электротехника, бытовые приборы. Третье место – товары для детей и подростков. Сегодня надзорные органы работают над тем, чтобы точечно и четко ограничить распространение небезопасной продукции.

Подписано соглашение «Основные принципы надзора на рынке». Оно проходит ратификацию в наших странах, и мы рассчитываем, что мы издадим порядок взаимодействия надзорных органов между собой, порядок взаимодействия надзорных органов со службами по аккредитации и достигнем желаемого уровня взаимодействия между уполномоченными органами.

- Как в ЕАЭС решается проблема «серой» сертификации? Можно ли сказать, что система защиты от небезопасной продукции работает эффективно?

Виктор Назаренко: Проблема «серых» сертификатов существует, она очень серьезна в странах и на площадке Евразийской комиссии рассматривается. За последние два года проделана очень большая работа по наведению порядка в этой сфере, серьезно ужесточены требования к органам, которые выдают разрешительные документы – сертификаты, декларации. Очень много обсуждаем вопросы, связанные с требованиями к уполномоченным иностранных изготовителей.

Мы всегда говорим, что основная часть наших органов работает достаточно добросовестно, но есть категория органов по оценке соответствия, которая сегодня имеет отношение к «серым» сертификатам. Мы так называем документы, которые выданы необоснованно. Такие структуры, которые в сговоре с уполномоченными иностранными изготовителями лицами, с отдельными испытательными лабораториями имеют отношение к этой сфере. Они делятся приблизительно на две категории.

Одна из них – те, которые имеют целый ряд структур под разными названиями, с разными адресами, и они переходят с одной структуры в другую. Думаю, органы по аккредитации наших стран должны с ними работать очень жестко, потому что они получают аккредитацию в национальных структурах. И вторая категория – те, которые, используя несовершенство и либеральность нашего законодательства национального, вызывающе ведут себя, оформляя огромное количество документов. Бывает, что эксперт за день оформляет несколько серийных документов. Это, в основном, сертификаты на зарубежную продукцию. С нашей точки зрения эти структуры известны, известны национальным органам по аккредитации, и мы видим, чтобы навести порядок, должны подключиться правоохранительные органы и заставить их работать так, как положено по законодательству.

Намечена многонаправленная работа в этой части – не просто изменение договоров, идет пересмотр техрегламентов, подходов к оценке зарубежной продукции, мы обсуждаем создание реестра иностранных изготовителей, обсуждаем тему создания реестра уполномоченных иностранных изготовителей. Я думаю, что действия, которые были намечены, позволят навести порядок в этой сфере, и мы будем с доверием относиться к тем документам, которые сопровождают нашу продукцию в сфере обращения.

- Что изменится после вступления в силу соглашения «Об общей безопасности продукции» для простых граждан, производителей и импортеров?

Виктор Назаренко: Сегодня продукцию условно можно разделить на две части. Есть одна часть, на которую есть техрегламенты: это 85% взаимопоставляемой продукции, есть регламенты, требования, процедуры допуска на рынок и есть часть продукции, на которую нет техрегламентов и не намечается. Но эти товары рядом с нами. Это часы, зонты, очки, канцелярские принадлежности, книги, журналы, расчески – все, что рядом с нами, – на них нет технических регламентов и не намечается разработка, поэтому соглашение устанавливает следующий подход: все товары должны быть безопасны, производитель должен оценить риски, опасность продукции, он должен обеспечить минимизацию рисков и проинформировать потребителя, что товар предназначен для определенных целей, и не может использоваться для других целей.

Чтобы безопасно его использовать, применяются такие-то правила. Очень важное соглашение, которое мы ожидаем. Оно находится тоже в стадии государственных процедур, подписано в 2020 году, и о нем можно сказать, что оно важно и для производителей, потому что в нем используется принцип презумпции соответствия. Если я применяю какой-то стандарт и произвожу продукцию по стандарту, это является достаточным условием того, что моя продукция является безопасной.

Мы очень заинтересованы в скорейшем внедрении соглашения. Под него будет сделан план мероприятий. Мы рассчитываем, что это еще один шаг по выстраиванию очень прозрачного механизма взаимодействия наших производителей и наших потребителей, чтобы каждый из них знал свои права, обязанности, и мы были уверены в продукции, которая находится на нашем рынке.