Закупки на миллиард и 17 жалоб: кто и как приобретает технику для нацпроекта в Нижнем Новгороде
Что такое «Цифровая образовательная среда» и кто за нее отвечает «Вся эта история иллюстрирует типичную проблему, когда госорган пытается сформировать закупку под определенного поставщика», – утверждает глава Нижегородского филиала Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» Олег Родин. Проект «Цифровая образовательная среда» стал результатом слияния других нацпрограмм – «Образование» и «Цифровая экономика». В отчёте о работе правительства региона 17 июня губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сообщил, что в 2021 году в цифровизацию системы образования вложат почти 850 миллионов рублей. При этом 10 закупок для реализации «Цифровой среды», размещенные на портале госзакупок с апреля этого года, уже превысили сумму в 1 млрд рублей. Четыре из них были отменены из-за многочисленных жалоб в УФАС – всего за месяц их набралось 17. Модернизировать планируют 199 школ города и области: по словам директора АНО «Школа 800» и советника губернатора Сергея Злобина, задача проекта – «объединить два проекта из разных ведомств и разных нацпроектов и создать мощную информационно-коммуникационную сеть на базе школ». «Нам удалось привлечь уже 687 млн рублей в оборудование, а с учётом нашего участия в пилоте объем федеральных инвестиций в нижегородские школы еще увеличивается», – писал Злобин в своём Instagram в 2020 году. Закупки на полмиллиарда и жалобы в ФАС С апреля 2021 года на онлайн-площадке госзакупок запускаются масштабные конкурсы на приобретение техники для нижегородских школ. В документациях фигурируют ноутбуки, серверы, интерактивные панели, компьютерные мыши и клавиатуры. Заказчиком всех закупок выступил Нижегородский институт развития образования (НИРО). Его учредителем, что неудивительно, является областное Министерство образования. Самым крупным и неоднозначным стал объявленный в конце мая конкурс на ту же «поставку оборудования и технического обеспечения». НИРО оценил максимальную стоимость закупки в полмиллиарда рублей. Более того, размер обеспечения заявки составил 25 миллионов: это стандартная процедура, которую может запустить заказчик – он и определяет сумму, которую компании, желающие поучаствовать в конкурсе, должны внести заранее. Далеко не каждая компания может позволить себе такие взносы, поэтому вскоре на закупку отправили четыре жалобы на нарушение антимонопольного закона. Несколько из них ФАС признал обоснованными, а одну отозвала компания-заявитель «Компьюнет-НН» в последний момент. Кстати, вскоре после этого она выиграла два новых конкурса от НИРО. Это частая ситуация с проблемными закупками – иногда заявитель внезапно отзывает жалобу, а после заключает контракт с организатором. Из-за жалоб, которые ФАС признал, крупная закупка была отменена. Однако за пару дней до этого ЦРЗ успел опубликовать новые, где разбил лоты на три части – то есть объявил конкурсы на приобретение ровно той же техники, но по отдельности. По словам Олега Родина, так часто происходит, когда заказчик хочет оставить собственные требования к конкурсам (например, чтобы заключить договор с нужным ему поставщиком), либо чтобы избежать юридической ответственности за нарушение антимонопольного закона. Впрочем, два конкурса из трёх уже снова остановили из-за очередных обвинений в нарушениях. На другой конкурс подали ещё семь жалоб – четыре из них УФАС одобрил, и закупку отменили. Компании-заявители посчитали, что в техзаданиях НИРО указал определённые характеристики и цены, которые подходят только к ноутбукам ASUS. Это тоже нередкая проблема: например, с подобной критикой и разборками с УФАС сталкивалась и администрация Нижнего Новгорода, когда выяснилось, что технические характеристики ретротрамваев подходят исключительно для одного завода-производителя в России. Следующая закупка снова не обошлась без претензий со стороны участников: конкурс на закупку ноутбуков и серверов стоимостью 316 миллионов рублей был отменён после первой же жалобы, однако спустя несколько дней НИРО его просто перезапустил. На перезапущенный конкурс сразу же прилетело ещё несколько жалоб, после чего НИРО решил разбить лоты и просто опубликовать их по отдельности. На данный момент успешно прошли всего три конкурса из десяти объявленных НИРО – остальные либо отменены из-за критики УФАС, либо закрыты самим Институтом для последующей разбивки на отдельные лоты. Сговор или некомпетентность? Источник в Центре размещения заказов рассказал ФедералПресс, что за недобросовестную работу с документацией и лотами всегда отвечает заказчик – на его совести остаётся техзадание, формирование цены и создание проектов контракта. В случае с закупками техники для «Цифровой среды», добавил источник, юридическую ответственность несёт НИРО. «На совести заказчика остаётся техзадание, максимальная цена, проекты контракта. Он несёт за это полную юридическую ответственность. Мы же не можем одёргивать – все взрослые люди, всё понимают, но тем не менее принимают решения не всегда верные», – объяснил источник. «Как мы видим, ФАС усмотрел в закупках установление требований, которым соответствует только один имеющийся на рынке товар, а также видим искусственное укрупнение лотов. Соответственно, малый и средний бизнес просто не могут участвовать в подобных закупках, так как у них нет денег, чтобы внести сумму обеспечения закупки», – пояснил Олег Родин. Руководитель движения «СтопКартель» Александр Кулаков рассказал «ФедералПресс», что в конкурсах есть нарушения, указывающие на возможный сговор между заказчиком и поставщиками: «Это частая история, когда организатор конкурса заказывает у «своих». Здесь коррупционные признаки определенно есть, и их должны проверять уже правоохранительные органы, причем досконально. Изымать переписки, документы, проверять законность происходящего – и у поставщиков в том числе», – утверждает Кулаков. Что говорят в министерстве? В Министерстве образования Нижегородской области «ФедералПресс» рассказали, что НИРО действительно выступил заказчиком закупок для проекта. Институт отталкивался от примерных характеристик, которые предложило правительство. Однако заказчик, добавил представитель ведомства, имеет право выдвигать собственные пожелания к технике. «Заказчик, прежде всего, должен руководствоваться собственными существующими реальными потребностями, при этом у него нет обязанности при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам [техники]», – рассказал представитель. Напомним, на проект «Цифровая образовательная среда» регионам будет выделено 74 миллиарда рублей. К 2024 году, обещает Минпросвещения, 40% образовательных учреждений будут оснащены новой техникой для учёбы.