Главархив рассказал, как в 1822 году проходила Нижегородская ярмарка в Москве
Знаменитая Нижегородская ярмарка имеет давнюю историю. Еще в XVII веке близ Макарьевского Желтоводского монастыря велась активная торговля, которая положила начало существования крупнейшей в России того времени Макарьевской ярмарке. Но после большого пожара 1816 года ярмарку перенесли в Нижний Новгород, где ее по старой памяти часто называли «Макарьевской». В Главархиве сохранились документы об истории самой знаменитой в России ярмарки.
Пострадавшая после пожара 1816 года ярмарка требовала восстановления. Специальные ассигнования на постройку были сразу же выделены, и уже в 1822 году в каменном гостином дворе и временных деревянных помещениях вновь открылась торговля, которая велась летом до начала сентября.
В основном на ярмарке до 1860-х годов торговали тканями и чаем, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы. Так, донесение московского генерал-губернатора графа Арсения Закревского императору Николаю I о торговле на Нижегородской ярмарке в 1851 году указывает, что открытие торговли началось с продажи фабричных бумажных тканей, которые были очень быстро раскуплены, причем основным спросом пользовались ситцы, сукно, нанка - прочная хлопчатобумажная ткань, используемая при пошиве меховых изделий и головных уборов. Популярностью пользовался и легкий плис - хлопчатобумажная ткань похожая на плюш, а вот шелковые ткани продавались меньше.
И все-таки главным ходовым товаром ярмарки оставался чай. Его разные виды тогда привозили из Китая. Так, согласно донесению, когда было привезено 47 тысяч ящиков байховых чаев из Кяхты и 6 тысяч мест кирпичного чая - более дешевый чай, спрессованный в виде кирпичиков. Все эти чаи разошлись быстро и были раскуплены.
На ярмарке также можно было приобрести зерно, муку, рыбу, вино и другие продукты питания.
В 1854 году уровень торговли на Нижегородской ярмарке несколько упал. Это связывалось с начавшейся в 1853 году Крымской войной. В качестве причин в сохранившейся «Записке о Макарьевской ярмарке 1854 года» указывалось, что пути к ввозу и вывозу из России товаров перекрыты, частный кредит торговым русским домам за границей прекращен, биржевой курс упал, хлеб не вывозился. Сало, лен, пенька, поташ, постное масло и сотни других отечественных товаров, приносящих доход государству, оставались тогда в стране.
Поэтому в 1854 году из 44 тысяч кулей ржаной муки была продана только 31 тысяча, из 61 тысячи мешков пшеничной муки продали только половину, пшеницы – около двух третей запасов, даже из небольшого количества гречневой крупы осталась непроданной половина. Незначительно снизились продажи разных видов металлов.
Вместе с падением спроса снизились цены на ткани и многие другие товары. А вот чай разошелся весь, и даже по более высокой цене, чем раньше.
Период упадка продолжался недолго. И вторая половина XIX века стала эпохой расцвета для ярмарки. Развивалась сеть железных дорог, а значит, расширялся и перечень товаров, и их количество.
В это же время ярмарка приобрела международное значение, ее стали посещать многочисленные представители как восточных, так и западных стран.
К Нижегородской ярмарке 1896 года знаменитый инженер Владимир Шухов построил несколько павильонов и водонапорную башню из своих фирменных решетчатых металлических конструкций. Посетители не оставили новшества без внимания.
Вплоть до 1929 года Нижегородская ярмарка продолжала свою работу, и возродилась вновь в 1990-е годы.
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея