Войти в почту

Не нефтью единой: какие точки роста наметились у маленького района под Тюменью

Чем богат Ялуторовский район Ялуторовск – один из немногочисленных городов юга Тюменской области. Он является административным центром Ялуторовского района. При этом указанные город и район считаются самостоятельными единицами, и ведут отдельную экономику. Ялуторовск получил такое право в 2004 году, когда ему был дан статус городского округа. Район занимает территорию в более чем 2,8 тыс. кв. км и является одним из самых маленьких в регионе. По площади он сопоставим с Бердюжским, Исетским или Омутинским. Но в одном только Ялуторовском районе (с городом) проживает столько же населения, сколько в трех вышеназванных вместе. На начало 2021 года население района составило 14,05 тыс. человек, а райцентра – 39,95 тысяч. По итогу прошлого года и там, и там зафиксирован отрицательный прирост населения. Но в динамике десяти лет Ялуторовск прирос почти на три тысячи человек. На развитие района большое влияние оказывает транспортно-географическое положение. Преимуществом является близость к столице области, а значит, и к основным транспортным узлам: расстояние до Тюмени всего 85 км. К слову, до второго крупнейшего города региона – Тобольска – 249 км, чуть меньше (229) – до Ишима. Через район проходит федеральная трасса Р-402, автодорога регионального значения Шадринск-Ялуторовск-Ярково, соединяющая три федеральные трассы, а также железная дорога. На треть район покрыт лесами, здесь протекают крупные реки Исеть и Тобол. Территория является перспективной для разведки строительных материалов (запасы оценивались в 107 млн кубометров), в частности песка, кирпичных и керамзитовых глин. Известно о залежах озерной извести (гажи), сапропеля карбонатного класса. Есть три месторождения минеральных вод, все находятся в эксплуатации (санаторий-профилакторий «Светлый», фонд развития образования и науки и фирма «Долина Карабаш»). Нужно отметить и богатый рекреационный потенциал района. Здесь расположены музейный комплекс, Мемориал декабристов, Успенско-Никольский храм, Ялуторовский острог. А местная масленица с самым большим блином стала туристическим брендом страны. Два локомотива экономики В экономике района и города в среднем заняты порядка 40 % населения. В Ялуторовском районе основной отраслью остается сельское хозяйство, в городском округе – промышленность, причем многоотраслевая. В мэрии отмечают, что Ялуторовск граничит с сельскохозрайонами, и это сказывается на развитии промышленности: город приобрел черты центра по переработке сельхозсырья. Кроме того, влияет близость к северным округам (Югре и Ямалу), где высока потребность в привозных ресурсах для производства и жизнеобеспечения. Среди крупнейших предприятий – филиал «Молочный комбинат «Ялуторовский» АО «Данон Россия», завод «Поревит», ООО «Интеди», три предприятия ГК «Кондитерское объединение «Далматово» и другие. Экономика городского округа за прошлый год показала снижение по некоторым показателям. Так, на 1 % снизился объем отгруженных товаров собственного производства (без субъектов МСП). Фактически сумма составила 10,15 млрд рублей. Хотя за последнюю пятилетку был только рост. Порядка 85 % в общем объеме неизменно занимает продукция обрабатывающих производств. В дальнейшем развитии промышленности кроется перспектива для района, считает доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института ТюмГУ Иван Вилков. «Ялуторовск совсем рядом с Тюменью, но зарплаты здесь ниже. Поэтому тут можно выгодно производить товары, которые потребляются относительно недалеко - в той же Тюмени, юге области и северных округах. Ведь если везти недалеко, то затраты на транспортировку низкие. Плюс – дешевая рабочая сила», – поясняет эксперт. Руководство города и района продолжают работу по привлечению инвестиций. Так, за девять месяцев 2020 года план по инвестициям в городском округе был перевыполнен почти в 2,5 раза: в экономику было вложено около 950 млн рублей. В первом квартале текущего года – динамика аналогичная. В Ялуторовском районе порядок цифр гораздо меньше: за прошлый год инвестиции в основной капитал составили около 200 млн рублей. «В планах до 2023 года – реализация более 20 инвестиционных проектов, объем инвестиций составит более 2 млрд руб., планируется создать 400 рабочих мест», – сообщил начальник отдела экономики и инвестиционной политики районной администрации Иван Волков. Перспективы и проблемы В числе крупнейших проектов – молочный комплекс и склад на уже действующем предприятии в с. Петелино (объем инвестиций более 1,2 млрд рублей), производства тротуарной плитки (596 млн) и металлотрубной мебели (100 млн), завод по выпуску овощной и плодово-ягодной консервации (120 млн). А также – придорожные комплексы, оздоровительные центры, обновление техники, переработка сапропеля и многое другое. Только на сопровождении инвестиционного агентства области находятся 23 проекта. В администрации города перспективными считают создание аэродромного кластера, зоны отдыха на озере Бабановском, логистической развязки, центра ремонта крупногабаритного транспорта, переработку овощей и лузги, мебельное производство, долину мельниц. При этом среди проблем, характерных для территории, называют подтопления и ограниченность земельных участков. На стратегической сессии «Капитаны бизнеса» предприниматели указывали и на другие сложности. В частности, на административные барьеры при оформлении земли. Как отмечала в интервью нашему изданию советник губернатора Ольга Езикеева, на инвестиционном будущем Ялуторовска и района может положительно сказаться развитие дорожной инфраструктуры: «Вот сейчас четырехполосную дорогу делают до Ялуторовска. Время подъезда – 35 минут. По московским мерка, это буквально в центре Тюмени. Но там жить комфортнее. И метр квадратный дешевле. Пандемия нас научила тому, что необязательно жить там, где работаешь. Этого тренда вообще раньше не было. И раз это так, значит людям нужно что-то предложить». Соглашается с выводом и экономист Иван Вилков: «Я бы даже сказал, что цена на жилье в Ялуторовске вырастет. Отсюда можно будет легко добираться на работу в Тюмень. Если работа будет где-то на окраине, то по времени дорога займет немногим больше, чем доехать из микрорайонов до центра Тюмени», - полагает эксперт, добавляя, что развитие инфраструктуры потянет за собой и промышленное производство. Фото: mcx.gov.ru, ФедералПресс / Дарья Сеймовская Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Не нефтью единой: какие точки роста наметились у маленького района под Тюменью
© РИА "ФедералПресс"