Сколько стоят похороны в Калининграде и что думают горожане о появлении крематория
Вчера стало известно, что в Калининграде построят крематорий. Сейчас эта услуга влетает в копеечку — на кремацию везут, к примеру, в Питер. Но и обычные похороны — дело недешёвое. Калининградцы рассказали «Клопс», как они прощались с близкими.
Сколько стоит кремировать
Воспользоваться услугой кремации калининградцы могут в Минске или российских городах.
У Татьяны родители ушли с разницей в несколько месяцев. Они заранее завещали, как и где хотят быть похороненными, и отложили на это деньги. На кремацию близких калининградка потратила 220 тысяч рублей.
«За отца заплатили 130 тысяч. Тело кремировали в Питере, я летала туда проститься. Маму кремировали в Минске. Здесь уже занимался агент, всё обошлось в 91 тысячу».
Оформить «груз 200» — около десяти тысяч рублей
Важный нюанс: перевезти сумку в урне нельзя. Чтобы доставить груз из Калининграда в другой город, нужно оформить «груз 200». Прах родителей Татьяна повезёт на Урал— за это к прочим тратам набегает около 10 тысяч рублей: «Памятник и остальное — это еще около 60-70 тысяч».
Как было раньше
Какое-то время по Калининграду колесил грузовик — усопшего готовы были сжечь в этом фургоне за 12 тысяч рублей. В 2014-м услугу признали незаконной, что не мешало мобильному крематорию разъезжать по городу.
Закрытые из-за COVID-19 границы обрубили ещё два популярных варианта: Польшу и Литву. В 2017-м, рассказывает Валерия Кулагина, в первой стране кремировали за 30 тысяч рублей: «Забирали гроб с телом по доверенности, увозили и привозили урну обратно».
Сколько стоят традиционные похороны
В июле 2019-го Валентина потеряла отца. 30-летняя калининградка в тот момент отдыхала с мужем на Куршской косе. Мама ошарашила: «Срочно приезжай. Беда случилась, Валя».
Супруги помчались в Калининград: «Мама сидела заплаканная. Сказала, что он утром ушёл рыбачить. Сердце подвело, инфаркт. Ей уже несколько раз звонили ритуальные агенты, навязывались».
Организация похорон легла на плечи Вали. Против кремации выступали все домочадцы: «Казалось, что дорого. В Москве видели цены от десяти тысяч рублей, ещё плюсовать документы и перевозку «груза 200» — там и под сотню набежит. И папа при жизни говорил, что не хотел бы».
С деньгами были проблемы. Экономить на прощании не хотелось, но семья могла позволить себе потратить максимум 50 тысяч рублей. В конечном итоге пришлось идти к ритуальщикам, предлагавшим пакетные услуги.
«За гроб заплатили чуть больше шести тысяч, катафалк и автобус вместе стоили под восемь. Венок, лента, крест, табличка, лампадки. Что-то за доставку заплатила, сопровождение, подготовку документов», — Валентина отдала больше 47 тысяч рублей, не считая поминок. Отца похоронили на отшибе городского кладбища в Косме.
«Когда я езжу проведать папу, ко мне часто подходят мужчины и женщины: «Памятник, скамейки, столик, оградка... Всё по красоте!»
Агрессивно навязывали, нервно разговаривали. Отказалась. Вернулась в другой раз — мусор на могиле».
Женщина, ухаживавшая за соседним захоронением намекнула, что бардак устраивают вовсе не бомжи. «Она поставила скамейку на могилу сестры. К ней пришли эти — столик предлагали. Отказалась. А потом всё вдруг раздолбанное. Удивительно!» — сетует Валентина.
Четыре года назад у Дарьи умер дедушка. Бывшему подполковнику выделили бесплатное место на военном кладбище, родня не поскупилась: «В общей сложности мы заплатили 110 тысяч рублей: дорогой гроб, похороны, ресторан на первый и девятый день, документация».
Готовь сотнюПо словам калининградки, ритуальщики за помощь в организации взяли процент — 15 тысяч от общей суммы. «Если кто-то умирает, это сразу готовь сто тысяч рублей», — уверена она.
Дарья считает, что с тех пор цены поднялись. В январе прошлого года её бабушка потеряла супруга. Похороны обошлись в 120 тысяч рублей.
«Он был моряком, из жизни ушёл во время рейса. Оставалось решить вопрос: как доставить тело домой? Нужен был документ о транспортировке, какие-то соглашения с руководством корабля, всё переводить на иностранный язык и заверять у нотариуса», — семья решила обратиться к агентам.
Хоронили на одном из городских кладбищ: «Но здесь тоже надо дополнительно платить за место, если хочешь поближе к выходу, повыше. Иначе могила будет в низине: может утонуть в воде и глине».
Спрос будет, если цены всех доконают
Новость о строительстве первого в регионе крематория вызвала дискуссии среди читателей «Клопс» и вопросы со стороны профи.
«В законодательстве есть чёткий пункт, что крематорий может быть государственным. У нас говорят, что будет строить «ООО». Будет ли контроль в дальнейшем? Гипотетически: какие-нибудь бандиты кого-нибудь убили, привезли и кремировали. Тело не найти», — высказал свою точку зрения калининградский ритуальный агент Алексей Татаренков.
По его словам, у всех государственных крематориев есть тариф на услугу — его устанавливает муниципалитет. «Например, в Туле сжигают за семь тысяч рублей. А здесь скажут 35 тысяч — и всё», — поясняет эксперт.
«Как-то всё с бухты-барахты. Были ли общественные слушания, экологические экспертизы, изменения в генплан? Выдержаны ли санитарные зоны, представлены ли технические характеристики печи? Китайские, например, не выдерживают наших экологических требований. Вот итальянские и чешские — да».
Спрос на кремацию будет зависеть от стоимости традиционного погребения. Если последняя повысится, а крематорий предложит адекватные расценки, люди будут «исходить из экономических интересов».
«У нас как: чтобы подхоронить, нужно дать взятку тысяч в 30 — даже при наличии всех документов. Плюс могильная атрибутика очень бьёт по кошельку.
Цены выросли на 10%, возросла конкуренция на рынке, подорожала информация о смерти — все ритуальные агентства её покупают. Раньше стоила пять, теперь семь тысяч».
Стоимость гробов поднялась из-за подорожания дерева, в цену венка заложены подросшие затраты на металлический каркас. Солярка повлияла на чек за аренду катафалка. Ритуальщик уверяет, что в список следует добавить наценку частников за транспортировку тела.
«Если на кремацию будет доступная цена, то да — прогнозирую рост спроса. У нас не такая традиционная православная область, как Брянская, Курская, Белгородская, где полностью отказываются от услуги и крематории делать невыгодно», — говорит Алексей Татаренков.
Что думают читатели «Клопс»
За
Сторонники кремации считают, что это не только сэкономит средства, но и обеспечит цивилизованное прощание.
«Люди чуть ли не в могилы прыгают за родными. Лучше тело из морга в крематорий и сразу в руки родственнику урну. Без этих мучений», — считает Наталья Иванова.
Татьяна Якимова переживает, что под кладбища уходят гектары земли. Цены пользовательница сравнивает со стоимостью «квадратов» в квартире.
«Как во всех цивилизованных городах: хватит засорять землю, подземные источники больными, разлагающимися трупами, — призывает думать об экологии Валерия Кулагина. — Провести бы чистку на кладбищах: очень много заброшенных и разворованных могилок».
Против
Сергей Кухта предлагает подумать о прошлом и вспомнить традиции: «Фашисты сжигали людей в крематории, теперь история повторяется. Язычники ликуют. Очень удивительно, что на православной земле появится языческое капище. И не по-христиански это».
После кремации и развеивания праха, переживает Анна Большакова, негде будет «поговорить с родственниками. Вот как ведь: хоронишь, приходишь на могилку — ты с ними».
Крематорий может стать новым поводом для разборок лидеров похоронного бизнеса. Это, предполагает Тая Погожаева, неминуемо отразится на ценах.
Вопрос о строительстве первого в Калининградской области крематория с колумбарием рядом с муниципальным кладбищем в Сазоновке обсуждали в 2019 году. Тогда же были представлены эскизы будущего комплекса.