Сечин сообщил о риске мирового дефицита нефти и газа

Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа из-за недоинвестирования этих отраслей, считает Игорь Сечин. Об этом главный исполнительный директор «Роснефти» заявил на ПМЭФ. По его словам, компании попали в зависимость от конъюнктурных интересов отдельных групп инвесторов, некоторые из них вынуждены реализовывать только те проекты, которые дадут отдачу уже в ближайшие годы.

В определенный период такой дефицит, действительно, может возникнуть, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. Сейчас уже видны тенденции искусственного сокращения инвестиций в нефтегазовую отрасль и заталкивание мира в зеленую энергетику, отмечает он:

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Например, банки уже сейчас начинают выдавать кредиты под добычные проекты в нефтегазовой отрасли под высокий процент, намеренно субсидируя таким образом «зеленую» энергетику, потому что им как раз за счет нефте-газа дают низкий процент. И более того, мы видим уже прецеденты по отношению к Shell, например, когда голландский суд обязал компанию декарбонизироваться ускоренными темпами. То есть вмешиваются в деятельность компании и говорят, что нет, вам теперь нефть и газ добывать не надо. Если такими темпами все пойдет дальше, то получится ситуация, когда компаниям де-факто уже запретят инвестировать в новую добычу. Но старые месторождения истощаются и производство на них снижается, а мир по-прежнему будет нуждаться все еще в углеводородах. И тогда, действительно, возникнет дефицит, и цены пойдут вверх по классическим законам рынка. Нет гарантии, что такая проблема возникнет, и она, видимо, будет не столь продолжительной, такой период высоких цен, но он возможен. Поэтому те, кто, несмотря на моду декарбонизации, все-таки делает инвестиции в новые проекты, они вполне могут выиграть в определенный момент. Да, это рисковая стратегия — пойти против тенденции мировой энергетики, но тем не менее это поможет, наоборот, выиграть и заработать много денег на этом, при условии, если мир будет восстанавливать потребление именно углеводородов. В 2020 году были прогнозы, что мир уже прошел пик нефти, что мы никогда уже не вернемся на уровень потребления 2019 года, но я думаю, что пока что 2021 год нам показывает, что все-таки мы возвращаемся и на уровень 2019 года, и можем его преодолеть, и пик нефти еще не пройден. И на этом фоне, действительно, недоинвестирование сферы может привести к росту цены уже сейчас».

По оценке Игоря Сечина, по мере масштабного вакцинирования населения и снижения воздействия пандемии на мировую экономику спрос на нефть восстановится, и необходимо быть к этому готовыми. По его мнению, спрос на нефть может восстановиться уже в ближайшие 12 месяцев, при этом уже во втором полугодии можно ожидать дефицита.

Глава «Лукойла» Вагит Алекперов считает, что рынок нефти может восстановиться после кризиса, возникшего на фоне пандемии, к весне 2022 года. По его словам, в будущем колебания цен на нефть могут быть в диапазоне «от нуля до бесконечности».

Как отмечает независимый аналитик Дмитрий Степанов, многие эксперты десять лет назад прогнозировали, что баррель будет стоить 25-03-00 долларов. Но ожидали сильного роста мирового производства, а значит, и потребления сырья, чего не случилось, отмечает он:

— Мировая экономика не растет такими темпами, а предложение на рынке достаточно большое. Например, страны ОПЕК вполне могут серьезно нарастить объемы поставки, если это будет необходимо, и Россия сможет. Поэтому текущая котировка показывает, что на самом деле какого-то дефицита нет на сегодняшний момент, он может случиться, только если произойдут какие-то глобальные механизмы перестройки, мировая экономика будет расти темпами, значительно опережающими прогнозы. А пока мы видим ситуацию обратную, речь идет о том, что объемы производства могут снижаться даже не из-за карантинных составляющих, а из-за серьезного затоваривания в мире. Китайские производители, например, работают на три четверти своей мощности, в еврозоне тоже объемы производства не растут, в США история такая же. Поэтому пока мировое производство не будет потреблять больше, я думаю, что дефицита не случится. А что там будет лет через много, десять хотя бы, я думаю, что так загадывать тяжело. Скорее может случиться затоваривание, чем дефицит. В рамках мировой экономики, нефти на рынке более чем достаточно.

— При этом Алекперов считает, что спрос восстановится к весне 2022 года и цены могут быть от нуля до бесконечности.

— От нуля до бесконечности — я думаю, что самый правильный прогноз, потому что смотреть, что будет на рынке через год-полтора — история сложная очень. Скорее, котировки будут немножко выше текущих уровней, я думаю, что мы можем подойти к отметке 100 долларов за бочку, но, наверное, где-то от 50 от 100 мы и будем находиться в ближайший год-полтора, скорее всего, но это не точно.

Вице-премьер Александр Новак на Петербургском международном экономическом форуме заявил, что прекращение инвестиций в новые проекты по добыче нефти может способствовать повышению цены на нефть до 200 долларов за баррель.