В России официально появится профессия инженер-экономист. Бакалавр будет нормировщиком, а магистр пойдет в планово-экономический отдел
Экономисты наряду с юристами и представителями гуманитарных специальностей – среди наименее востребованных специалистов на рынке труда в России (по крайней мере, так говорится вполне официально). Вузы предельно сокращают число бюджетных мест по этим направлениям, но экономистов все равно слишком много. Правда, как оказалось, промышленным предприятиям экономистов как раз не хватает – но не совсем обычных. В Министерстве юстиции на стадии регистрации находится профессиональный стандарт инженера-экономиста. Разработали документ при финансовой поддержке работодателей – представителей уральской оборонной промышленности. Изначально проблема была в том, что выпускники с дипломами по направлениям «Экономика», «Менеджмент» или «Мировая экономика» как правило, не представляют, как работает промышленное производство. В вузах во всем винят международные стандарты – вместо сквозных компетенций в советской модели, при разделении бакалавриата и магистратуры оказалось, что по стандартам отраслевая подготовка не предусмотрена. В первые 5-7 лет, говорят промышленники, еще работали старые кадры, но потом оказалось, что нанимать экономистами просто некого. А они нужны – предприниматели жалуются, что сейчас проще произвести продукцию, чем продать. Поэтому предприятия заключают целевые контракты со студентами – в прошлом году их было около 1100, в этом – 1200. Готовят по их заказам инженеров-экономистов и инженеров-маркетологов, они нужны для успешного вывода на продажу гражданской продукции (в том числе и на предприятиях ОПК). Переучивать экономистов в инженеров оказалось практически невозможно, да и наоборот – обучить инженера всем аспектам экономики – тоже непросто. В советские же времена инженеры-экономисты имели как хорошую техническую базу, так и знания по экономике предприятия. Теперь же создается и профстандарт инженера-экономиста в машиностроении, эту идею поддержали в коллегии Военно-промышленной комиссии. После долгих споров было решено, что такие специалисты будут относиться к машиностроительной отрасли. И уже через 5 лет, если все получится, вузы выпустят первых таких специалистов. Потребность в них есть – например, бакалавров предлагают трудоустраивать нормировщиками, специалистами по экономике и организации производства на уровне цехов. А магистрам предложат должности в планово-экономических отделах, отделах договорной работы и ценообразования. Кроме собственно промышленности, инженеры-экономисты будут востребованы и у других работодателей – например, в банках и лизинговых компаниях, которые сопровождают инвестиционные проекты в сфере промышленного производства.