«Придется приостановить выпуск мороженого»
Минпромторг выпустил специальное сообщение, в котором предупредил, что обязательная маркировка молочной продукции сдвигаться не будет, а участники рынка имели достаточное время, чтобы заблаговременно подготовиться к введению требований. Мол, участники оборота имели возможность начать тестирование механизмов маркировки со старта эксперимента в июле 2019 г.
О «Честном знаке» мы узнали два года назад. Сначала производителям предлагалось добровольное участие в пилотном проекте. Проанализировав затратную часть, мы не увидели здравого смысла такого предложения, учитывая, что наша продукция рассчитана на реализацию в рамках региональных поставок, плюс экспорт.
Вопрос подделки нашего мороженого в Приморском крае нас не беспокоил, это априори не актуально. А на территории Китая маркировка нас не защищает. Поэтому в пилотном эксперименте мы не участвовали. Когда уже было принято решение о введении «Честного знака» в обязательном порядке для всех, мы попытались выстроить какую-то систему, попробовали найти взаимодействие с интеграторами, с которыми ЦРПЦ заключили договоры. Те приехали в Приморский край, посмотрели наши объемы, которые им не интересны в силу их незначительности, и исчезли. Видимо, переключившись на работу с более крупными российскими производителями.
Только после совещания у замминистра, на котором было выяснено, что с дальневосточными предприятиями до сих пор никто не работает, развернулась определенная деятельность.
Полтора месяца назад к нам на комбинат лично приезжал Сергей Протасов, генеральный директор компании «ТрекМарк», крупнейшего поставщика оборудования для маркировки. По предварительным расчетам, стоимость оборудования для нас может обойтись от 5 до 40 млн рублей.
40 млн для нас неподъемные деньги, мы даже не рассматриваем такой вариант. Но прекрасно понимаем, что обратной дороги нет и либо мы остаемся на рынке и принимаем новые условия, либо с рынка уходим. Сейчас решение найдено — маркировка на нашем предприятии будет осуществляться с помощью стикеров.
Применив на практике «Честный знак», правительство получило хорошие результаты на предыдущих проектах — по шубам, лекарствам и так далее. Когда маркировка только внедрялась, стоимость нанесения специального Data Matrix кода определили в 50 копеек, плюс 10 копеек НДС на одну единицу продукции. Для той же шубы это несущественные затраты. Но что касается порции мороженого стоимостью, например, 20 рублей, 60 копеек — это серьезная нагрузка, которая, без сомнения, повлечет удорожание себестоимости и конечной цены. В этой связи мы надеемся, что будет применена схема, которая распространяется на маркировку лекарств: лекарства стоимостью ниже 20 рублей не подлежат кодированию. Возможно, в продовольственном сегменте тоже определят какую-то разумную границу.
В сегменте производителей мороженого при помощи внедрения обязательной маркировки правительство рассчитывает выявить от 18 до 40% теневого оборота. «Честный знак», на мой взгляд, нужен не для борьбы с контрафактом, а для того, чтобы вывести из тени компании, которые выпускают контрафакт и не облагаются налогом. Это логично. Непонятно только, почему задача в части финансовых расходов переложена на плечи легальных производителей. Ведь очевидно, что при такой нагрузке выживут крупные компании, большинство мелких, региональных, просто будут вынуждены уйти с рынка.
Судите сами. Стоимость оборудования для нанесения кода на линии производительностью 3 тонны в час такое же, как на производстве 3 тонны в сутки. К слову, мощности нашего предприятия позволяют нам выпускать не более 2,5 тонны мороженого в смену. А есть линии, которые производят до 10 тонн в час. И в этой связи понятно, что себестоимость на единицу продукции будет кардинально отличаться. Получается, на магазинной полке мы «стоим» одинаково, а затраты несем абсолютно разные. В этой связи крупные предприятия оказываются в гораздо более выгодном положении по сравнению с малыми региональными производителями.
Сейчас в Минсельхозе компаниям, которые не успевают, предлагают во избежание проблем сформировать запас продукции. Мы еще в январе понимали, что при отсутствии на тот момент решений по реализации поставленных задач в срок запустить маркировку не успеем. Поэтому еще с весны начали делать запасы мороженого. А по правилам все, что произведено до 1 июня, подлежит реализации в пределах сроков годности без кодов. Сейчас у нас достаточное количество продукции, которая хранится на собственных низкотемпературных складах. Они позволяют обеспечить хранение мороженого в оптимальных условиях. И есть уверенность, что, до того как мы внедрим «Честный знак», у нас хватит запасов и объемы реализации не упадут.
Конечно, придется приостановить выпуск мороженого. Но наши сотрудники от этого не пострадают. Людей перенаправим на другие направления, так как мы многопрофильное предприятие, производящее не только мороженое, но еще и молочную продукцию, а также квас. Выигранное время пока дает нам некую подушку безопасности.