Основателю золотодобывающей компании Petropavlovsk Павлу Масловскому продлили арест
Суд оставил под стражей основателя группы компаний «Петропавловск», бывшего сенатора Павла Масловского до 23 августа. 64-летний бизнесмен был арестован в декабре прошлого года по подозрению в растрате в особо крупном размере, ему грозит срок до десяти лет.
Масловский свою вину не признает. Ранее он заявлял, что уголовное дело стало результатом корпоративного конфликта в компании. Он начался после покупки доли «Петропавловска» акционерным обществом «Южуралзолото группа компаний», которым владеет Константин Струков. ЮГК и часть акционеров исключили из совета директоров Павла Масловского. Позднее он также лишился должности гендиректора и покинул компанию.
Сейчас в основе обвинения Масловского лежит обычная коммерческая сделка. По версии следствия, в 2018 году бизнесмен приобрел для компании «Покровский рудник», которая входит в группу «Петропавловск», офисное здание в центре Благовещенска по якобы завышенной цене, чем нанес ущерб компании.
Обвинение строится на оценке здания, которую провела московская компания «Атлант оценка» через два года после факта купли-продажи.
Ассоциация «Российское общество оценщиков» по просьбе защиты Масловского провела экспертизу и выяснила, что оценка здания проведена с нарушением методологии и вводит в заблуждение заказчика. В ней не учтен переход права собственности на землю, где располагается офис компании «Петропавловск» — а это более 700 квадратных метров в центре Благовещенска. Также «Атлант оценка» для сравнения взяла за эталон здания на окраине, которые находятся в худшем состоянии и не предназначены для офисов, а два из трех примеров объявлений о продаже «схожих» зданий датированы 2016 годом.
Защита Масловского также отмечает, что информация о сделке была публична и раскрыта в годовых отчетностях, и за 2,5 года никто из акционеров не предъявил никаких претензий.
Накануне адвокаты просили суд приобщить к делу все выявленные замечания к спорной оценке, но суд отказался.
Аресту Масловского предшествовало обращение в ФСБ члена совета директоров компании «Петропавловск» Максима Харина.
По данным РБК, Харин указал, что поскольку акционером «Покровского рудника» является Амурская область, то из-за этой сделки могли пострадать интересы государства. Выдвинутые Масловскому обвинения совпадают с содержанием письма в ФСБ.
Business FM поинтересовалась у Харина, почему он не стал оспаривать коммерческую сделку в Арбитражном суде, а обратился к силовикам, но он отказался от комментариев.
Верховный суд уже давал разъяснения, что запрещено арестовывать бизнесменов по предпринимательским статьям, напоминает председатель московской коллегии адвокатов Grigoriadis Group, общественный представитель бизнес-омбудсмена Дмитрий Григориади:
Дмитрий Григориади председатель московской коллегии адвокатов Grigoriadis Group, общественный представитель бизнес-омбудсмена «Очень часто в последнее время дела по предпринимательским статьям возбуждают без обращения так называемых потерпевших в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции для того, чтобы в гражданском суде были восстановлены права. Почему так происходит? Во-первых, наверное, потому что сторона считает, что проиграет такой спор, и, соответственно, гораздо легче обвинить человека в чем-то криминальном, чтобы его арестовали, чтобы он оказался в СИЗО, и из СИЗО, поверьте, защищаться практически невозможно, это уже доказано. И если речь идет о сфере предпринимательства, то в статье 108 Уголовно-процессуального кодекса содержится запрет на арест. Но это все игнорируется. Более того, абсолютно не ставятся во внимание разъяснения Верховного суда, районные судьи абсолютно игнорируют. Основная отговорка следствия — мол, деяние совершено не в сфере предпринимательства. А когда задаешь вопрос в суде, а почему не в сфере предпринимательства, если речь идет о контракте, речь идет о неисполнении обязательств, следователь просто не отвечает, говорит: «Я не знаю, почему, но я считаю, что не в сфере предпринимательства». И суд, кивая головой, отправляет предпринимателя под арест. Как с этим бороться — сложно сказать. Никакой ответственности следователь не несет, даже если в апелляции либо в кассации арест признается незаконным. И кстати, по этому факту уже сформирована практика в ЕСПЧ, который отменяет все эти решения, соответственно, передается дело в Верховный суд, и Верховный суд обязан все эти решения признать незаконными. Такая практика есть, но на это уходит время. На эти вещи обращал внимание уже и президент, но почему-то происходит игнорирование на местах, и это происходит часто».
Компания «Петропавловск» находится на третьем месте по добыче золота в России. По итогам 2020 года она увеличила производство на 6%. Капитализация на Лондонской бирже 21 мая составила 1 млрд фунтов стерлингов.