Авиакомпании настаивают на отстранении МАК
В России необходимо менять принцип расследования авиапроисшествий. С таким предложением к Минтрансу обратилась Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), передает "Уралинформбюро".
Инициатива является логичным продолжением ранее представленных Минтрансом поправок, которые в итоге не были приняты. Год назад ведомство предложило снять с Международного авиационного комитета (МАК) функции главного расследователя воздушных ЧП. Предполагалось сделать это прерогативой Росавиации.
Правительство России совместно с государствами - участниками стран СНГ уже несколько лет обсуждает создание Международного бюро по расследованию авиаинцидентов, которая могла бы стать альтернативой МАК. В октябре 2018 года вышло распоряжение кабмина РФ, которое одобряло проект соглашения со странами ЕАЭС (Белоруссией, Арменией, Казахстаном и Киргизией) о создании такого бюро. В декабре 2019 года Виктор Басаргин был назначен представителем России в руководящем совете новой организации. В дальнейшем о ее создании не сообщалось, пишут "Известия".
В АЭВТ напомнили, что власти России или группы стран должны учредить полномочный орган по расследованию авиапроисшествий, независимый от государственных органов и других структур. "Важно, чтобы никакие организации не могли вмешаться в проведение расследования или его объективность", - указано в письме со ссылкой на международные рекомендации.
Наблюдатели давно критикуют МАК за его возможную необъективность. Председателем комитета с 1991 года является Татьяна Анодина, ее сыну Александру Плешакову принадлежала контрольная доля авиакомпании "Трансаэро". После банкротства перевозчика в 2015 году у МАК забрали функции сертификации авиатехники в России и передали Росавиации. Вскоре МАК заявил об отзыве сертификатов на полеты Boeing в России. Позже это решение было отменено, но некоторые эксперты сочли это ответом за ситуацию с "Трансаэро".
В письме АЭВТ отмечается, что в декабре 2015 года утратило силу постановление правительства, по которому МАК был наделен полномочиями и ответственностью в том числе в области расследования авиапроисшествий. Однако эти функции не были возложены на другие уполномоченные органы.
Ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко полагает, что нет никакого смысла создавать еще одну международную структуру - аналог МАК.
"Есть риск, что на всех не хватит экспертов. Расследование авиапроисшествий - специфический вид деятельности, которому нигде не учат, и обладающих узкоспециализированными знаниями людей немного [...] Отсутствие компетенций у Росавиации и неоднозначное толкование полномочий по расследованию авиапроисшествий могут привести к серьезному снижению качества расследований", - заключил эксперт.