Войти в почту

Попутки обогнали автобусы

Технический прогресс не остановить. В свое время автомобили вытеснили повозки с дорог, а паутины железных дорог опутали огромные континенты. Теперь, если верить "Стратегии развития транспортного комплекса Свердловской области до 2035 года", пришла пора уйти на покой региональным автобусам и поездам.

Попутки обогнали автобусы
© Уралинформбюро

Ответ на неудобства

Удивительно, но эти виды транспорта начали проигрывать конкуренцию не каким-то невероятным изобретениям XXI века, а… такси, арендованным машинам и даже обыкновенным попуткам. Вот как эта тенденция сформулирована в документе:

"Основными причинами снижения востребованности регулярного автомобильного транспорта общего пользования является рост автомобилизации населения, развитие интернет-сервисов и альтернативных видов автомобильных перевозок (каршеринг, агрегаторы такси), а также низкий уровень интернет-сервисов у традиционных перевозчиков (например, единая база билетов для интернет-бронирования и продажи)".

Эксперты подтверждают, что такая проблема действительно существует. По оценке научного сотрудника Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Александра Рыжкова, уже сейчас "традиционные" виды транспорта потеряли 5-10% рынка.

Важно понимать, что современные интернет-сервисы возникли не сами по себе, а как ответ на проблемы существующих видов транспорта: неудобные маршруты, расписания, состояние подвижного состава. То есть они заполняют определенные ниши недообслуженных пассажиров. Это нормальное явление", - подчеркивает он в разговоре с "Уралинформбюро".

Также на привлекательности регулярных перевозок сказалось состояние транспорта. Возьмем автобусы – согласно опубликованной стратегии, 77% всех машин этого типа в регионе старше 15 лет, 17,8% – в возрасте от 10 до 15 лет, и лишь оставшиеся 5,2% "моложе" 10 лет. Даже если обновление подвижного состава в планах, оно влетит предпринимателям в копеечку и явно скажется на стоимости поездок, которую и сейчас не назвать привлекательной.

"Основными потребительскими характеристиками пригородных и междугородних перевозок являются скорость сообщения, интернет-сервисы и комфорт в салоне и на остановках, тогда как небольшая частота пассажирского сообщения может быть частично компенсирована удобством расписания", – отмечается в стратегии.

Вопрос безопасности

Уехать в ближайшие к Екатеринбургу города можно массой способов: помимо привычных автобусов и поездов современные технологии предлагают такси, сервисы по поиску попутчиков, каршеринг. В целом, разнообразие видов транспорта укладывается в перспективу развития большой агломерации. Но область у нас немаленькая, что если уехать нужно на приличное расстояние?

Возьмем в пример Ивдель, один из самых дальних городов на севере. Ехать на такси слишком дорого, каршеринговые сети пока не дотянулись, и маловероятно, что такие планы у компаний имеются. Остается автобус, билет на который стоит порядка 1 500 рублей. Ну, еще можно поискать удачу в сервисах по поиску попутчиков (самый востребованный из них – BlaBlaCar), предложения в которых начинаются от 700 рублей.

На стороне регулярных перевозок остается относительная безопасность – контроль властей за автобусами и поездами серьезный, также есть правовые возможности влиять на такси и каршеринг. BlaBlaCar – явный аутсайдер в этом вопросе.

"Незаконные поездки вытесняют законные, – считает директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук. – Сам BlaBlaCar никогда не признает, что организовывают поездки. Они скажут "Мы только информационная площадка. Кто о чем договорился – мы за это не отвечаем". Задача государства – обеспечить безопасность таких поездок. Их организатор, информационная площадка, должна нести какую-то ответственность".

Ждем реакции властей

Традиционный вопрос "Что делать?" в этот раз останется без конкретного ответа. Александр Рыжков считает, что дальнейшее развитие ситуации зависит от реакции властей.

Конечно, полностью регулярные перевозки с рынка не уйдут, но вот какой процент останется за ними – вопрос, – считает эксперт ВШЭ. – Властям нужно уделять максимальное внимание качеству основных, магистральных маршрутов, чтобы Екатеринбург был связан со всеми крупными городами области. Необходимо делать регулярные перевозки более быстрыми, современными и комфортными".

В стратегии развития транспортной системы региона царит некая обреченность, поскольку способ решения проблемы там сформулирован весьма туманно, вместо конкретики – общие выражения вроде "повышения мобильности" и "увеличение пассажиропотока".

"Уровень информационного обслуживания во всех видах сообщения при перевозках автомобильным транспортом требует дальнейшего развития, – говорится в документе. – Например, необходимы система информирования пассажиров, система онлайн-бронирования поездок и другие сервисы, позволяющие повысить удобство и привлекательность общественного автомобильного транспорта".

Найти способ удержать пассажиров – главная задача властей на ближайшие годы, иначе вся инфраструктура останется забытым анахронизмом ушедшей эпохи.

Олег ЕСАУЛКОВ