Коронавирус «заразил» почти тысячу контейнеровозов. А Ever Given все усугубил
С начала 2020 г. контейнерные линии отменили 919 рейсов на транстихоокеанском трейде, а также на трейде «Азия - Европа», сообщает отраслевое издание Seatrade Maritime News со ссылкой на отчет консалтингового агентства Sea Intelligence.
Отмены начались с четвертой недели 2020 г., когда влияние пандемии начало ощущаться в Китае. А пик пришелся на март, май и август месяцы. Но если до августа 2020-го отмены носили единичный характер, то потом приобрели массовый характер.
«В сентябре 2020 г. появилась новая модель – стабильный уровень отмены рейсов на двух трейдах. И эта тенденция все еще наблюдается», – констатировал генеральный директор SeaIntel Алан Мерфи.
Главная причина отмены рейсов до августа 2020 г., по мнению аналитиков Sea Intelligence, – резкое падение спроса на фоне пандемии, а в этом году – загруженность портов и кризис со сменой экипажей. Плюс были случаи простоев из-за поломки судов.
Самый яркий пример – это севший на мель контейнеровоз Ever Given, заблокировавший Суэцкий канал.
«По крайней мере, часть отмененных рейсов в настоящее время является результатом оперативной необходимости: нет свободного судна и никакой ему замены», – резюмировал Алан Мерфи.
Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, а также мегапробкой в Суэцком канале теперь все большее внимание уделяется поиску альтернативных транспортных коридоров, связывающих Азию с Европой, говорил недавно на конференции «Транспорт и логистика 2021: драйверы роста, тренды, барьеры» директор по стратегии и развитию компании FESCO Максим Шишков.
В том числе повышенное внимание уделяется маршрутам через Дальний Восток или через сухопутные пограничные переходы. Изменение цепочек поставок продиктовано и ростом ставок морского фрахта, которые, по словам эксперта, активно увеличиваются с сентября 2020 г.
«Это связано с увеличением экспорта из Китая в США и Европу. Мы видели двузначные темпы роста. Отрасль не была к этому готова, – подчеркнул Максим Шишков. – Сейчас цены продолжают находиться на высоком уровне. При этом стоимость железнодорожных грузоперевозок выросла всего лишь на уровень инфляции».
Согласно прогнозу FESCO, в 2021 г. контейнерный рынок России вырастет примерно на 10%. В том числе за счет перетока части грузов с Суэцкого канала.