Войти в почту

«Кубинцы болели за Байдена»: что будет с Кубой и ее отношениями с США после братьев Кастро

В 2021 году на Острове свободы формально закончилась эпоха братьев Кастро, которая продолжалась более 60 лет. Старший брат, Фидель, совместно с аргентинским революционером Эрнесто Че Геварой избавил страну от режима диктатора Фульхенсио Батисты, фактически сделавшего Кубу колонией США. Революция была поддержана большинством населения, которое раздражала власть американского капитала, в итоге в стране восторжествовал коммунизм, появилась советская военная база, а Америка устроила острову затяжную экономическую блокаду. Никто не подозревал, что маленькая Куба продержится так долго, но кубинцы показали удивительную стойкость – по сути блокада, которая продолжается до сих пор, превратила Кубу в страну-заповедник, музей под открытым небом, где большинство жителей ездит на отреставрированных автомобилях 50-60-х годов. Каждый угол Старой Гаваны живописен, хотя в глаза бросается отсутствие супермаркетов, плачевное состояние зданий, обилие попрошаек, пристающих к туристам. А на пути к курорту Варадеро с его пятизвездочными отелями и пляжами, словно с открытки, придется увидеть грязные халупы, в каких живут многие кубинцы.

«Кубинцы болели за Байдена»: что будет с Кубой и ее отношениями с США после братьев Кастро
© Мир24

Остров свободы славится развитой социальной сферой – кубинцы гордятся своей медициной, качественной и бесплатной, бесплатным образованием. Однако до последнего времени в стране не было интернета и мобильных телефонов. 16 апреля 2021 года 89-летний Рауль Кастро, возглавивший Кубу после Фиделя, заявил на открытии VIII съезда коммунистической партии, что слагает с себя полномочия ее первого секретаря. Преемником Рауля Кастро стал Мигель Диас-Канель, который с 10 октября 2019 года является также президентом Республики Куба. «МИР 24» поговорил в руководителем Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, профессором факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Збигневом Ивановским о том, изменит ли новый глава государства политику братьев Кастро.

Фото: «МИР 24», Гавана

Стоит ли ждать изменений во внешней и внутренней политике Кубы после окончательного прихода к власти Мигеля Диас-Канеля? Какой курс будет у нового лидера в отношении России и США?

– Я думаю, что больших изменений не будет. Рауль Кастро в силу своего преклонного возраста – в этом году ему исполняется 90 лет – передал еще одну власть, партийную, своему преемнику Мигелю Диас-Канелю, который уже занимает пост президента. Он – доверенное лицо Рауля Кастро, который долго к нему присматривался, поэтому политика нового руководителя будет полностью преемственной. Одновременно нельзя исключить и ускорения некоторых реформ. На Кубе сейчас очень сложная экономическая и социальная ситуация, осуществляется довольно болезненная унификация денежной системы. Еще до прошедшего партийного съезда были расширены возможности для деятельности частного сектора, значительно пополнена номенклатура специальностей, с которых снято ограничение, при этом ключевые позиции в экономике остаются за государством. Таким образом, можно предположить, что изменения будут носит эволюционный характер, сами кубинцы называют проводимые реформы актуализацией социалистической модели.

Отношения Кубы с нашей страной имеют давние и прочные традиции, абсолютно нет никаких признаков, что они могут ухудшиться. Куба является одним их наших ключевых стратегических партнеров в Латинской Америке. Разумеется, обеим сторонам нужно искать резервы для активизации торгово-экономических связей, поскольку товарооборот между нашими странами минимален. Куба поставляет в Россию, сахар, ром и табачные изделия, остальные традиционные продукты кубинского экспорта (разнообразные фрукты и соки) выгоднее покупать у других поставщиков. Как показало состоявшееся в апреле этого года заседание Российско-кубинской межправительственной комиссии, определенные резервы для активизации сотрудничества все же есть. Россия и Куба увеличивают количество совместных проектов, крупнейший из них – модернизация металлургического комбината Антильяна-де-Асеро. Заслуживают упоминания перспективные поставки железнодорожной техники, локомотивов и легковых и грузовых автомобилей, возможна сборка грузовиков и на самой Кубе. В стадии обсуждения – предоставление в лизинг российских самолетов вместе с экипажем и обслуживанием. В условиях пандемии расширилось сотрудничество в сфере биотехнологий и здравоохранения, будем надеяться, что после ее спада увеличится и число российских туристов.

Что касается Соединенных Штатов – во время избирательной кампании в США кубинцы «болели» за Джо Байдена, который, будучи вице-президентом при демократической администрации Барака Обамы, способствовал нормализации отношений с Кубой, хотя и не отменил торговое эмбарго. Поскольку республиканец Дональд Трамп, пользовавшийся поддержкой в том числе и довольно влиятельного антикастровского лобби из кубинских эмигрантов, заморозил или вообще аннулировал достигнутые ранее соглашения, хотя и не разорвал дипломатические отношения, многие кубинцы надеялись, что после победы Байдена ситуация изменится в лучшую сторону, однако эти ожидания пока не оправдались. В свою очередь, Соединенные Штаты, перейдя при Обаме от жесткого давления к «мягкой силе», ждали от Кубы каких-то политических изменений, которые не были реализованы. После принятия Конституции 2019 года на острове сохраняется однопартийная система, не предусмотрены прямые и конкурентные выборы главы государства, осталось и сращивание партийного и государственного аппарата. Тем не менее, и в США, и на Кубе есть силы, заинтересованные в развитии экономических отношений, расширении культурного обмена, туризма, который практически прекратился из-за пандемии COVID-19. Все это позволяет надеяться на некоторое улучшение кубино-американских отношений в перспективе.

В целом на Кубе общество сильно поляризовано относительно будущего отношений Кубы и США?

– На самом деле ситуация непростая, потому что, с одной стороны, официальная пропаганда использует антиимпериалистическую риторику, в то время как у большинства граждан в Штатах проживают родственники и друзья, которые присылают денежные переводы, а эти переводы – основная статья доходов и способ выживания для многих рядовых кубинцев. Сумма получаемых средств оценивается в 3,5 млрд долларов, что превышает поступления от туризма (примерно 3 млрд) и основных статей экспорта – никеля, сахара, продукции биотехнологий и т.д. По данным американских банков, средний чек колеблется вокруг 200 долларов при зарплате рядового кубинца, эквивалентной 20-30 долларам в месяц. В результате наблюдается двойной стандарт: при официальной антиамериканской риторике на самом деле отношение к США отнюдь не негативное. На самом деле кубинское общество неоднородно в политическом смысле, усиливается и социальная дифференциация, но в нормализации отношений заинтересовано, думаю, абсолютное большинство населения.

Фото: «МИР 24», Гавана

Среди туристов Куба известна как страна-заповедник, колорит которой сохраняется благодаря бедности населения. В каком состоянии оставили Кубу братья Кастро?

– Как я уже сказал, заработная плата составляет 20-30 долларов, а цены на товары в свободной продаже сопоставимы с московскими и даже выше, наблюдается тотальный дефицит, то есть ситуация достаточно сложная. В то же время на Кубе крайне дешевые коммунальные услуги и транспорт, качественная и бесплатная медицина, хорошее и доступное образование. В настоящее время в кризисных условиях осуществляется болезненный переход на единую национальную валюту: так называемый конвертируемый песо, эквивалентный одному доллару или 25 кубинским песо, использовавшийся ранее для приобретения товаров в свободной продаже, упразднен, цены «выстрелили», ожидается дальнейший рост инфляции. Хотя правительство существенно увеличило заработную плату, реальные доходы населения падают. Крайне неблагоприятно складывается и экономическая конъюнктура: туризм, основной источник дохода до пандемии, сократился до минимума, это большой удар по экономике. Негативно сказывается и венесуэльский кризис, поскольку Куба ранее получала нефть из дружеской страны по привилегированным ценам.

Как вы считаете, в нынешнем виде экономика Кубы еще долго продержится?

– Далеко загадывать трудно. При Советском Союзе Куба получала огромные дотации, после распада СССР мы ее фактически бросили, практически все сотрудничество прекратилось. В тех условиях кубинское правительство объявило «особый период в мирное время», кубинцы проявили неимоверную стойкость и выдержали. Сейчас, несмотря на все трудности, ситуация несопоставима с началом 1990-х годов. В то же время на Кубе произошла смена поколений, появился интернет, разрешили пользоваться мобильными телефонами, продавать и покупать автомобили, отменены выездные визы, граждане посещают другие страны, чаще всего США, и возвращаются на Родину. Молодое поколение не видит каких-либо перспектив и хочет немного другой жизни, но я думаю, что эти изменения будут постепенными. По сути на Кубе формируется модель развития, похожая на вьетнамскую: там успешно развиваются мелкие и средние частные предприятия, рынок насыщен, никакого дефицита нет, но политическая система остается по-прежнему жесткой.

Фото: «МИР 24», Варадеро

Куба получает сейчас какие-то дотации от России?

– Российский центр радиоперехвата в Лурдесе был закрыт, экономические отношения строятся на рыночной основе. Для активизации отношений Россия списала Кубе долг в 32 млрд долларов (примерно 90% от всей суммы), остаток должен пойти на инвестиционные проекты на самой Кубе.