Суэцкий канал подвел всех: это выгодно дальневосточным портам
Контейнеровоз Ever Given (зафрахтованный компанией Evergreen), севший на мель в Суэцком канале 23 марта, сняли с мели только 29 марта. Главная артерия, соединяющая Азию с Европой, теперь не является надежной.
«Суэцкий канал является воротами для движения товаров между Европой и Азией. Этот инцидент, вероятно, приведет к задержкам доставки повседневных товаров для потребителей по всему миру», — заявили в немецкой страховой компании Allianz.
Контейнеровоз Ever Given сел на мель вскоре после того, как прибыл в канал из Красного моря. Судно направлялось из Китая в нидерландский порт Роттердам. Его развернуло, из-за этого Ever Given уперся носом в один берег, кормой — в другой. После того как попытка вытянуть судно с мели с помощью буксиров не увенчалась успехом, администрация Суэцкого канала приняла решение углубить дно.
В очереди ожидающих открытия Суэцкого канала в Красном и Средиземном морях оказалось более 200 больших судов, включая контейнеровозы, танкеры с нефтью и сжиженным газом и сухогрузы с зерном.
Если перевозчики грузов не смогут доставить из Азии в Европу и наоборот в определенные договорами сроки, убытки понесут все участники цепи поставок, но кто-то заплатит больше других. И вопрос, кто это будет, зависит от условий конкретных договоров, а также от того, было ли страхование у сторон купли-продажи и у судовладельцев.
Как заявляют юристы, под ударом будут в первую очередь перевозчики, потому что риски таких простоев в морском страховании покрываются редко, в отличие от рисков убытков в отношении груза — повреждения, порчи и т. д.
Кроме того, юристы прогнозируют большое количество споров и судебных исков между страховщиками и страхователями. Исход этих споров во многом зависит от того, признают ли аварию на Суэцком канале форс-мажором. Для этого потребуется заключение экспертов, в котором будет указана причина, по которой контейнеровоз Ever Given сел на мель в Суэцком канале: было ли это событие следствием действий капитана судна или не зависело от него.
В любом случае последствия сложившейся ситуации могут стать фатальными для мировой экономики, считают эксперты. Стоимость контейнерных перевозок уже выросла в несколько раз в связи с блокировкой Суэцкого канала, а европейские заводы могут встать из-за прерванных цепочек доставки грузов. Ежедневно через канал проходит грузов на 9,6 млрд долларов. Из-за Ever Given задержалась доставка грузов и нефтепродуктов на сумму свыше 10 млрд долларов, а главная артерия, соединяющая Азию с Европой, теперь не является надежной.
«Россия в будущем, возможно, получит больше азиатских грузов в Европу через порты Дальнего Востока и РЖД, а также через Северный морской путь», — заявил уже экс-мэр Владивостока Виталий Веркеенко.
Российский транспортный сектор, обслуживающий перевозки альтернативными маршрутами, действительно воспринял аварию как возможность. Так, «Росатом» (управляет Севморпутем, СМП) считает, что инцидент привлечет внимание к этому маршруту. «Считаем, что ситуация в Суэцком канале серьезно поменяет мировую логистику и отношение перевозчиков и грузовладельцев к потенциальным возможностям СМП как альтернативе Суэцкому каналу, — сказал гендиректор «Русатом Карго» Александр Неклюдов. — Как только безопасность, регулярность и экономическая эффективность прохождения по СМП подтвердятся, спрос на эту транспортную артерию изменится».
В свою очередь, ОАО «РЖД» сообщило, что транзит по маршруту Китай — Европа — Китай по сети ОАО «РЖД» с начала марта вырос в 1,7 раза по сравнению с мартом 2020 г. В группе «Дело» (владеет крупнейшим российским контейнерным оператором «Трансконтейнер») отмечают, что дефицит контейнеров и вызванный им значительный рост ставок фрахта нивелировал основное преимущество судоходных маршрутов для доставки грузов в контейнерах — дешевизну. «Инцидент же в Суэцком канале наглядно показал, насколько судоходные линии зависимы от таких случайностей и форс-мажора», — сообщили в компании, подчеркнув надежность железнодорожного транзита.
Блокировка Суэцкого канала приведет к еще большему увеличению спроса на перевозки через порты Владивостока, считает руководитель коммерческого департамента ПАО «ВМТП» Алексей Гайдуков: «За первые два месяца этого года ВМТП уже увидел рост объемов импортных поставок на 35% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. После того как судно Ever Given заблокировало Суэцкий канал, мы ожидаем, что компании, которые пользовались маршрутом Deep Sea, обратят свое мнение на доставку морем до Владивостока, обработку судна и дальнейшую его отправку по железной дороге. Чтобы справиться с растущей нагрузкой, мы запустили амбициозную программу модернизации, которая позволит расширить площади под хранение контейнеров на 20%».
«Мы уже сейчас видим обращения от клиентов, которые раньше возили только через Суэцкий канал, а теперь смотрят на альтернативную перевозку грузов из Азии транзитом в Европу через территорию России», — подтвердил вице-президент по линейно-логистическому дивизиону группы FESCO Герман Маслов.