Войти в почту

Развитие логистики оптимизирует работу регионального бизнеса

На перекрестке маршрутов Самарская область находится на перекрестке логистических маршрутов, что является важным фактором для развития бизнеса и делает наш регион привлекательным для инвестиций. Как отметил президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев, благодаря усилиям областного правительства и депутатского корпуса бизнес в регионе сегодня чувствует себя достаточно комфортно. - В Самарской области созданы все условия для развития бизнеса. Губернатор Дмитрий Азаров чутко реагирует на запросы предпринимательского сообщества, поэтому ограничения, связанные с пандемией, мы проходим с минимальными потерями. Около трехсот компаний - членов ТПП занимаются экспортом, и мы прекрасно понимаем, что логистика - это артерии для бизнеса. На территории губернии создана и развивается инфраструктура, которая позволяет оптимизировать затраты на грузоперевозки. Бизнес умеет считать деньги и выбирает оптимальные логистические решения, - подчеркнул президент ТПП. Также Валерий Фомичев отметил позитивную роль областных институтов поддержки, которые помогают делать первые шаги начинающим экспортерам, и гибкие логистические условия, созданные Куйбышевской железной дорогой. По словам руководителя Центра поддержки экспорта Самарской области Ольги Золотаревой, за последние годы появилось множество логистических сервисов для экспортеров и упростились процедуры оформления документации. - Для предпринимателей отправка грузов максимально упрощена. Например, подача таможенных деклараций сегодня происходит в безбумажном виде. На сайте таможенной службы предприниматель может подать документы, не выходя из офиса. Власти проявляют заинтересованность в развитии бизнеса и поворачиваются лицом к предпринимателю. Так, Российский экспортный центр субсидирует транспортные расходы, благодаря единому окну на портале РЭЦ эта процедура упростилась. Снижение логистических расходов существенно сказывается на конкурентоспособности региональной продукции, - отметила Ольга Золотарева. В 2020 году с учетом закрытия границ и остановки деятельности предприятий объем несырьевого неэнергетического экспорта Самарской области снизился незначительно. Руководитель регионального Центра поддержки экспорта подчеркнула, что мы вышли из ситуации намного лучше других регионов. В прошлом году серьезно вырос экспорт АПК, и у нас очень хорошие перспективы для поставок продукции за рубеж. Для выбора логистических вариантов есть множество возможностей. Важным партнером для предпринимателей является компания "РЖД", которая ориентируется не только на крупные компании, но и на малый и средний бизнес. Дорогу зерновым грузам Железнодорожная магистраль сохраняет большие объемы грузовых перевозок. По итогам прошлого года произошло небольшое снижение погрузки нефтепродуктов, химикатов и удобрений, зато прирост погрузки зерна в Самарской области увеличился на 70 %. Игорь Хахулин, начальник Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД": - Положительную роль сыграл высокий урожай, который аграрии региона собрали в 2020 году. Столько зерна мы не грузили за все годы существования дороги в новой истории России. При этом основная часть зерновых грузов шла на экспорт. Эта работа велась в тесном взаимодействии с областным Минсельхозом. Мы не только применяли зерновозы, но и предлагали грузоотправителям нестандартные варианты перевозки - полувагоны, крытые вагоны, а также контейнеры с использованием лайнер-бегов - это инновационное решение, представляющее собой вкладыш, заполняющий весь объем контейнера, который загружается зерном. Такой же вкладыш, но для жидких продуктов называется флекси-танк, он применяется для перевозки масел. Наш регион уже хорошо знаком с другим логистическим предложением РЖД: два года назад был запущен контейнерный маршрут со станции Безымянка на Дальний Восток. Поезд следует 9 суток по согласованному расписанию, а скорость доставки сегодня играет очень важную роль. Услуга востребована на рынке - раньше это был один поезд в месяц, сейчас их два, и планируется запускать третий. Этот сервис рассчитан на компании малого и среднего бизнеса, которые не могут в одиночку организовать погрузку целого контейнерного поезда. Железнодорожники предоставляют отправителям отдельные контейнеры, а также ряд скидок на перевозку и хранение грузов. - Мы готовы сформировать сборный контейнер от нескольких отправителей и оправить его в составе такого поезда. Иными словами, можно не арендовать весь поезд, а купить билет для своего груза, - подчеркнул Игорь Хахулин. В ноябре прошлого года из Тольятти в Новороссийск был отправлен первый ускоренный контейнерный поезд с продукцией агропромышленного комплекса. Благодаря индивидуально разработанному графику к черноморскому порту груз дошел за два дня, а это в три раза быстрее, чем доставлять его автотранспортом. Как рассказала заместитель генерального директора по логистике ООО "Европак" Анна Усачева, далее 90 контейнеров с нутом, выращенным аграриями Самарской области, ушли в Индию. - Благодаря поддержке РЖД мы смогли осуществить погрузку прямо на территории фермерских хозяйств. Контейнеры подвались на участки и загружались нутом, минуя промежуточные базы хранения. Сокращение транзитного плеча удешевило транспортную схему, а это большой плюс для предпринимателей. Это была первая нишевая партия продукции из региона, и бизнес заинтересовался новой логистической возможностью. Сейчас мы ведем переговоры с трейдерами и планируем отправлять по 1-2 таких поезда каждый месяц, - сообщила Анна Усачева. Запросы клиентов растут Железная дорога развивает услуги, которые позволяют снизить транспортную составляющую в цене продукции. Вячеслав Топоровский, и. о. начальника Куйбышевской дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД": - Помимо базовых услуг (погрузка, выгрузка, хранение), это и завоз-вывоз автотранспортом, оформление документов, в том числе таможенных, предоставление мастера погрузки, то есть полное логистическое сопровождение. Мы видим, что контейнерные перевозки растут с 2015 года. Рынок на месте не стоит, запросы клиентов растут. У нас есть собственные контейнерные терминалы, грузовые дворы и механизмы, краны и тягачи - парк постоянно обновляется, а линейка услуг расширяется. На реконструкцию терминалов Безымянка и Нижнекамск выделено 500 млн рублей. Благодаря развитию инфраструктуры складских площадей фронты выгрузки увеличатся с 17 до 57 вагонов. Переработка контейнеров вырастет вдвое, площадки для их хранения увеличатся с 300 до 600-650 штук. Например, контейнерный поезд длиной в 57 условных вагонов сможет полностью зайти на грузовой двор станции Безымянка для комплексных услуг. Контейнеризация - самый актуальный тренд в развитии перевозок, но мы развиваем и другие проекты. В рамках возведения моста через Волгу в районе села Климовка в ближайшие три года на оба берега поступит по миллиону тонн инертных материалов для дорожного строительства, поэтому РЖД готовит соответствующую инфраструктуру. В прошлом году у железнодорожников стартовал проект ЦМ-экспедитор. Теперь клиенту не обязательно появляться на грузовой станции, на специальном портале он может заказать полный комплекс - от погрузки до выгрузки, включая обработку всех документов. Как отмечают в РЖД, благодаря методике гибкого ценообразования эта услуга популярна как у крупных, так и у небольших компаний. Куйбышевская дирекция по управлению терминально-складским комплексом заключила уже 30 договоров. Еще одним аспектом развития логистических возможностей региона являются площадки индустриальных парков. - В Самарской области четыре государственных индустриальных парка, два из них действующие - это "Чапаевск" и "Преображенка", которая сегодня практически трансформировалась из промышленной площадки в логистическую, - рассказал генеральный директор компании "Промышленные парки" Сергей Евсеев. - Крупные федеральные структуры построили на территории парка свои региональные склады. Парк находится на пересечении четырех крупных автомагистралей, вдобавок к этому резиденты получают массу преференций от областного Правительства. Совокупность этих факторов влияет на развитие бизнеса компаний, а они в свою очередь создают новые рабочие места и отчисляют налоги в областной бюджет.

Развитие логистики оптимизирует работу регионального бизнеса
© СОВА