Как устроен тайный мир искателей подводных сокровищ, где правят жулики, адвокаты и бухгалтеры
В битве за серебро с погибшего корабля «Тилава» сцепились главные игроки кладоискательского мира. С одной стороны — крестный отец охотников за подводными сокровищами, который приложил руку к поискам самых скандальных кладов последнего десятилетия, в том числе галеона «Сан-Хосе», затонувшего близ Колумбии с драгоценностями на миллиарды долларов. С другой — фирма, похитившая испанское золото и оставившая без награды человека, который разгадал тайну гибели корабля «Центральная Америка». «Лента.ру» разобралась в сути необычного конфликта.
Пароход «Тилава» отправился в последнее плавание 20 ноября 1942 года. Ему предстояло пересечь Индийский океан и доставить грузы и пассажиров из индийского Бомбея в Южную Африку. Еще недавно корабли Пароходной компании Британской Индии курсировали по этому маршруту каждые две недели. Но потом началась война, и рейсы часто задерживались на месяц, а то и больше.
Перед отправлением в порту было не протолкнуться, и полиции пришлось оттеснять провожающих. На пароход набилась почти тысяча человек, многие из которых неделями ждали отплытия. К тому времени в трюмы погрузили товары, в том числе 2391 слиток серебра для монетного двора в Претории. Там делали монеты, военные награды и кокарды для всей Африки — от Бельгийского Конго до Эфиопии.
На вторую ночь плавания «Тилаву» атаковала японская подлодка I-29. Пассажир парохода Мулана Кассим Сема вспоминал, что проснулся от жутковатого свистящего звука, который издавала подлетающая торпеда. Через мгновенье «Тилава» содрогнулась от мощного взрыва. Сема бросил багаж, позабыл о попутчиках и побежал на палубу прямо в пижаме.
Наверху царил хаос. В суматохе Сема успел забраться в одну из шлюпок. «Когда мест не осталось, решили грести подальше от тонущего корабля, чтобы нашу лодчонку не увлекло в пучину вслед за ним», — рассказывал он. Пассажиры с других шлюпок поступили иначе. Обнаружив, что корабль удержался на плаву, они стали возвращаться обратно.
Перед гибелью радист успел передать сигнал SOS. Спустя несколько дней британский крейсер «Бирмингем», отправленный на поиски выживших, привез в Бомбей 673 пассажиров и членов команды «Тилавы». Еще 281 человека признали погибшими. Вскоре и о них, и о грузе, покоящемся на дне моря, надолго забыли.
В марте 2012 года 59-летний британец Росс Хайетт зарегистрировал фирму Argentum Exploration. У нее была единственная цель — найти и поднять серебро, которое вез погибший пароход. «Тилава» интересовала Хайетта исключительно с практической точки зрения. Он хотел добраться до серебряных слитков в ее трюме, стоимость которых за минувшие 70 лет выросла до трех миллиардов рублей.
Место кораблекрушения нашли спустя 18 месяцев. Оказалось, что обломки парохода находятся к северо-западу от Мальдивских островов на глубине примерно 3,5 тысячи метров. Чтобы спланировать и подготовить подъем груза, понадобилось еще два года. Для подводных работ наняли специализированное судно Seabed Worker, принадлежащее норвежской компании Swire.
Подъем сокровищ начался в январе 2017 года. Люди Хайетта опасались, что на «Тилаву» позарятся конкуренты, и старались действовать как можно осторожнее. Каждые четыре недели Seabed Worker приходилось возвращаться в оманский город Салала для смены команды. Чтобы сохранить найденные ценности в секрете, судно делало остановку на краю территориальных вод Омана. Там серебро опускали на дно в стальной сетке, после чего судно шло в порт порожняком. На обратном пути драгоценный груз поднимала новая команда.
Самый быстрый путь лежал через Суэцкий канал, который связывает Индийский океан и Средиземное море. Проблема заключалась в том, что он проходит через Египет, а от этой страны Хайетт и компания предпочитали держаться подальше. Дело в том, что в 1942 году серебро с «Тилавы» могло предназначаться для чеканки египетских пиастров. Если бы в Египте вспомнили об этом, пока груз везут через Суэцкий канал, вся затея могла пойти прахом.
Пришлось плыть кружным путем, огибающим всю Африку. По дороге Seabed Worker останавливался на Сейшелах и у мыса Доброй Надежды в ЮАР. Оба раза, как и при поездках в Оман, серебро оставляли на дне в международных водах. Третьего сентября 2017 года груз, спрятанный у берегов Южной Африки, подняли на Pacific Askari — другое судно, нанятое подрядчиком Argentum Exploration. Спустя месяц оно достигло Великобритании. В Саутгемптоне серебро выгрузили в таможенном складе и задекларировали как остатки погибшего корабля.
Все предосторожности оказались напрасны. Несмотря на строжайшую секретность, о сокровищах с «Тилавы» пронюхали в американской фирме Odyssey Marine Exploration. Что именно выдало Хайетта, можно лишь гадать. С одной стороны, мог проболтаться кто-то из его подрядчиков или инвесторов. Но не исключено и простое совпадение. Кладоискатели из Odyssey могли заинтересоваться «Тилавой» еще в 2012 году, когда поднимали серебро с «Герсоппы» — еще одного корабля Пароходной компании Британской Индии, потопленного вражеской субмариной.
В отличие от Хайетта, Odyssey не собирался бегать от прежних владельцев груза. Поскольку в 1942 году серебро принадлежало Южной Африке, компания попыталась заручиться поддержкой властей ЮАР. Это оказалось совсем не просто. Представителям Odyssey понадобился целый год, чтобы наладить контакты с южноафриканскими чиновниками и убедить их в легальности своей затеи. Прогресс наметился лишь в октябре 2017 года, когда к диалогу подключился один из основателей Odyssey.
В феврале 2018 года стороны пришли к соглашению: южноафриканские власти ограничивались 15 процентами серебра, остальное доставалось Odyssey. Конечно, к тому времени Хайетт успел поднять груз «Тилавы» и переправить его в Великобританию. Но в договоре Odyssey был предусмотрен и такой вариант. Компания обещала, что возьмет на себя судебные издержки и позаботится, чтобы ЮАР получила свою долю даже в том случае, если драгоценный металл попал в чужие руки.
С этого момента инициатива перешла от кладоискателей к юристам. В сентябре 2018 года правительство ЮАР заявило свои права на серебряные слитки с «Тилавы». После продолжительной переписки компания Хайетта согласилась расстаться с добычей, если ЮАР выплатит вознаграждение за подъем груза со дна моря, которое предусмотрено британским Актом о торговом судоходстве. Получив отказ, она подала в суд.
Конфликт из-за серебра «Тилавы» — далеко не первая сомнительная история, в которой замешаны кладоискатели из Odyssey. Именно они поднимали золото с затонувшего в 1857 году парохода «Центральная Америка». При этом инженеру Томми Томпсону, который разгадал тайну его гибели, не досталось ни цента. Охота за сокровищами привела его в тюрьму, где он, скорее всего, останется надолго.
Другой скандал с участием Odyssey случился в 2007 году, когда компания объявила о подъеме 17 тонн серебра и золота с погибшего судна с кодовым названием «Черный лебедь». Вскоре выяснилось, что речь идет о «Нуэстре Сеньоре де лас Мерседес» — испанском фрегате, который погиб в 1804 году. Тогда власти Испании захватили исследовательский корабль, используемый Odyssey, и потребовали вернуть сокровища. После многолетней тяжбы компании пришлось подчиниться.
С Хайеттом все куда сложнее и в то же время интереснее. Он не входит в число известных охотников за сокровищами, а в британской прессе его и вовсе называют автогонщиком. Когда-то Хайетт действительно участвовал в гонках на выживание. Свои главные победы он одержал на «24 часах Ле-Мана» во Франции в 1989-м и 1990-м годах. Позднее Хайетт возглавил легендарный Клуб британских автогонщиков, владеющий гоночной трассой в Сильверстоуне.
Подводные сокровища попали в поле зрения Маршалла не менее десяти лет назад. Еще в 2012 году газета The Times сообщала, что он финансирует несколько кладоискательских фирм, нашедших 11 затонувших кораблей, в том числе с грузом серебра. Более 50 процентов компании Argentum Exploration, зарегистрированной Хайеттом и занимавшейся поисками «Тилавы», также принадлежали Маршаллу.
Другое кладоискательское начинание Хайетта — фирма Maritime Archeology Consultans Switzerland (MACS), с подачи которой у берегов Колумбии возобновились поиски испанского галеона «Сан-Хосе». Судно погибло в начале XVIII века, унеся на дно драгоценности на миллиарды долларов. Специалисты MACS сумели отыскать место кораблекрушения, но затем работа застопорилась из-за коррупционного скандала.
Испанская газета ABC, пытавшаяся отыскать истинного владельца MACS, нашла лишь цепочку сомнительных офшоров, которая вела к подставной фирме Trans-Siberian Ltd, зарегистрированной на Каймановых островах. Колумбийская газета El Nuevo Siglo продвинулась чуть дальше: она выяснила, что в число акционеров MACS входил Энтони Клейк из Marshall Wace, а одним из топ-менеджеров компании был Оливер Планкетт. И Клейк, и Планкетт — давние соратники Пола Маршалла.
Планкетт руководит компанией Ocean Infinity, которая занимается подъемом затонувших судов, а Клейк и Маршалл — его основные инвесторы. Фирма появилась в 2017 году и сразу же ввязалась в громкий и заведомо провальный проект — поиски исчезнувшего рейса 370 авиакомпании Malaysia Airlines. Чтобы получить одобрение малайзийских властей, она согласилась работать бесплатно и претендовала на вознаграждение лишь в случае успеха.
Условия казались настолько невыгодными, что породили несколько теорий заговора. По одной из версий, под видом поиска самолета Ocean Infinity охотилась за чем-то другим — например, за сокровищами. По другой, договор был заключен ради доступа к картографическим данным, которые собрали прежние участники поисков рейса 370. Зачем? Разумеется, чтобы найти сокровища.
В 2012 году британский банк Robert Fraser Group предлагал своим клиентам полулегальную схему ухода от налогов за счет поиска подводных сокровищ. Инвестировав 250 тысяч фунтов стерлингов в одну из его кладоискательских фирм, можно было получить заем на 750 тысяч фунтов, которые также шли на поиски. Если клад удавалось найти, вложенные деньги возвращались в пятикратном размере. А в случае провала клиент получал налоговый вычет на миллион фунтов и все равно оставался в выигрыше.
Газета The Times выяснила, что предложением банка воспользовались 129 крупных британских бизнесменов и знаменитостей, в том числе Пол Маршалл и Энтони Клейк. А среди компаний, которые искали сокровища на их деньги, была американская Odyssey Marine Exploration.
В декабре 2020 года британский Адмиралтейский суд приступил к рассмотрению спора вокруг «Тилавы». Главный аргумент Argentum Exploration строился на том, что Южная Африка планировала использовать серебро в коммерческих целях. Следовательно, его следует считать коммерческим грузом, а коммерческие грузы затонувших британских кораблей, по устоявшейся практике, достаются тем, кто их нашел. Южноафриканские юристы возражали, что серебро предназначалось для чеканки монет, а это уже не коммерческое, а государственное применение.
Чтобы докопаться до правды, судье Найджелу Тиру пришлось поднять архивы давно исчезнувших колониальных министерств Британской империи. Из сохранившихся документов следовало, что индийское серебро, вероятнее всего, закупали для чеканки египетских монет. Поскольку целью таких иностранных заказов было получение прибыли, судья заключил, что в 1942 году груз «Тилавы» имел коммерческое назначение.
По британскому Закону о государственном иммунитете, иностранные государства, как правило, не подпадают под юрисдикцию британских судов. Однако один из пунктов закона предусматривает исключение для действий в отношении корабельных грузов, принадлежащих другому государству, если и судно, и груз в момент возникновения оснований для предъявления иска предназначались для коммерческих целей.
По мнению Argentum Exploration, статус груза «Тилавы» не менялся с 1942 года, когда его планировали использовать для коммерческих целей. Южноафриканские юристы считали иначе: они настаивали, что основания для иска появились лишь в 2017 году, когда у груза уже не было предназначения — ни коммерческого, ни государственного. А раз так, ЮАР не обязана исполнять британский закон, требующий вознаградить Argentum Exploration за работу.
Судья счел, что статус груза не мог измениться без решения властей ЮАР. Причем его следовало принять до середины 2017 года, когда Argentum Exploration поднял серебро со дна моря и создал основания для предъявления иска. Однако активные переговоры южноафриканских властей с представителем Odyssey начались лишь позднее. Это значит, что в тот момент решения по «Тилаве» еще не было, и ее предназначение оставалось прежним — коммерческим. Таким образом, закон на стороне Argentum Exploration.
Победа Хайетта оказалась недолгой. При повторном рассмотрении дела в январе 2021 года судья Найджел Тир признал, что аргументы ЮАР также не лишены оснований, и разрешил подать апелляцию. Дальнейшую судьбу серебра решит апелляционный суд.